Проповедник Папского Дома о. Раньеро Канталамесса произнес свою первую великопостную проповедь
Проповедник Папского Дома монах-капуцин Раньеро Канталамесса произнес в часовне Redemptoris Mater Ватиканского дворца свою первую великопостную проповедь в пятницу 23 февраля. Папа Франциск при этом не присутствовал, т.к. еще не вернулся с духовных упражнений в Ариччи.
Темой проповеди стал призыв апостола Павла «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим 12,2). Отец Канталамесса также сослался на слова из Первого Послания Апостола Иоанна: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин 2,15-16). Иисус же призывает нас «быть в мире, но не от мира», — подчеркнул проповедник.
В ходе истории ученики Иисуса Христа по-разному понимали и воплощали в жизнь этот принцип, — продолжил он свою мысль. Первые верные в своем желании стать настоящей «солью земли» бежали от «мира сего» буквально, удаляясь в пустыню. Таким образом возникло монашеское движение. Со временем требование «бежать от мира» стали понимать не буквально, а как духовную установку. «Бежать» нужно не в пустыню, а на Небеса.
Ссылаясь на св. Амвросия Медиоланского, проповедник Папского Дома заявил, что «суть бегства – не в том, чтобы покинуть землю, а в том, чтобы, оставаясь на земле, держаться правды и умеренности, отречься пороков, а не вкушения пищи». Однако ныне, — сказал о. Канталамесса, — мы переживаем кризис идеи отделения от мира, спровоцированный, главным образом, феноменом секуляризации. Понятие «мира» или «века сего», которое в истории христианской духовности всегда имело негативное звучание, подразумевая «время господства греха», теперь расценивается исключительно в позитивном ключе. Появилась даже «теология секуляризации».
Ввиду этой опасной тенденции нам тем более настоятельно необходимо вернуться к Слову Божию, «живому и вечному». «Погрузиться в этот мир скорбей и маргинальности – это, как ни парадоксально, наиболее эффективный способ отделения от мира. Ведь это значит идти туда, откуда мир сей со всех ног бежит. Это значит отречься от правящего миром эгоизма», — подчеркнул итальянский капуцин.
Далее он выразил убеждение, что эти изменения должны прежде всего произойти в образе мышления верных, у истоков их веры, ибо именно здесь христианин перестает принадлежать миру сему. Не следует воспринимать мир как ни на что негодный и исключительно враждебный, но, в то же время, нельзя привязываться к преходящему, грозящему сбить нас с правого пути. «Что такое богатство, здоровье, слава как не сон, рассеивающийся на рассвете?» — задал риторический вопрос проповедник Папского Дома и призвал относиться к преходящим реалиям мира сего со всей возможной сдержанностью.
Radio Vaticana