Проповедь Папы Франциска на Мессе причисления к лику святых блаженной Матери Терезы Калькуттской. Площадь Святого Петра, 4 сентября 2016 года
«Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий?» (Прем 9,13). Этот вопрос из Книги Премудрости, только что прозвучавший в первом чтении, свидетельствует о том, что наша жизнь есть тайна и у нас нет ключа к ее пониманию. В истории постоянно действуют два протагониста: Бог и человек. Наше задание заключается в том, чтобы услышать призыв Божий и творить Его волю. Но для того, чтобы творить Его волю, мы должны спросить самих себя: «Что есть воля Божия в моей жизни?»
Ответ мы находим в том же фрагменте из Книги Премудрости: «Люди научились тому, что угодно Тебе» (Прем 9,18). Для того, чтобы откликнуться на призыв Бога, мы должны спросить сами себя и уразуметь, что угодно Богу. Во многих случаях пророки сообщали, что именно угодно Богу. Их послание замечательным образом подытожено в словах: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос 6,6; Мф 9,13). Богу угоден каждый наш акт милосердия, потому что в лице каждого брата или сестры, которым мы помогаем, мы узнаём лик Божий, которого «не видел никто никогда» (Ин 1,18). Всякий раз, когда мы склоняемся над нуждами наших братьев и сестер, мы подаём Иисусу пищу и питие, мы одеваем Его, мы помогаем Ему, мы посещаем Сына Божия (ср. Мф 25,40).
Тем самым мы призваны воплотить в конкретные действия то, о чем мы взываем в молитве и что мы исповедуем в нашей вере. Альтернативы благотворительности для христианина не существует, и тот, кто посвящает себя служению другим людям, любит Бога даже если сам не догадывается об этом (ср. 1 Ин 3,16-18; Иак 2,14-18). Однако христианство не сводится к тому, чтобы как-то при случае протянуть руку нуждающемуся. Конечно, и такого рода поступок может стать превосходным свидетельством общечеловеческой солидарности. Он сразу же принесет свои плоды, но останется чем-то изолированным, ибо ему недостаёт корней. А задание, которое поручает нам Господь, напротив, – это призвание к благотворительности, коей каждый ученик Христа посвящает всю свою жизнь, так что он ежедневно возрастает в любви.
Мы слышали в Евангелии: «С Ним шло множество народа» (Лк 14,25). Сегодня это «множество» ассоциируется с множеством волонтеров, собравшихся вместе ради Юбилея Милосердия. Вы – то множество, которое следует за Наставником и делает осязаемой Его любовь ко всякому человеку. Я повторю вам слова апостола Павла: «Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых» (Флм 7). Сколько же сердец было утешено волонтерами! Сколько же рук они пожали, сколько же слёз отерли, сколько же любви излили в сокрытом, смиренном и самоотверженном служении! Это похвальное служение является свидетельством веры и выражает любовь Отца, Который всегда приближается к тем, кто нуждается.
Следование за Иисусом есть тяжелейшее задание, но, в то же самое время, оно исполнено радости. Кроме того, необходимы определенные смелость и мужество, чтобы узнать Божественного Наставника в лице беднейших из бедных и отдать самого себя служению им. И при этом, волонтеры, из любви к Иисусу пожелавшие служить бедным и нуждающимся, не ждут для себя какой-либо благодарности или воздаяния. Напротив, они отвергают всё это, ибо они нашли настоящую любовь. Подобно тому, как Господь шагнул ко мне навстречу и в час нужды снизошёл к моему уровню, и я иду навстречу Ему, склоняясь перед теми, кто потерял веру или живет так, как если бы Бога не было; перед молодыми людьми, лишенными ценностей и идеалов; перед переживающими кризис семьями; перед больными и заключенными; перед беженцами и иммигрантами; перед людьми немощными телом и духом, а потому беззащитными; перед брошенными детьми; перед предоставленными самим себе стариками. Везде, где хоть кто-то вопиет и взывает о помощи, чтобы подняться, должны присутствовать мы, и это наше присутствие есть присутствие Церкви, поддерживающей и дарящей надежду.
Мать Тереза во всех аспектах своей жизни явила себя как щедрая раздаятельница Божественной милости, сделав себя доступной для всех без исключения и защищая человеческую жизнь, будь то жизнь нерожденных детей или жизнь угнетенных и отверженных. Она всей душой стремилась защищать жизнь, не уставая повторять, что «нерожденные дети – это самая слабая, самая малая, самая уязвимая часть рода человеческого». Она склонилась перед теми, на кого люди махнули рукой, оставив их умирать на обочине, потому что увидела в них вложенное Самим Богом достоинство. Она сумела добиться, чтобы ее голос был услышан сильными мира сего, и они признали свою вину за грех наличия в мире нищеты, к которому и они приложили руку. Для Матери Терезы милосердие было той «солью», которой она приправила свою работу, было тем «светом», который воссиял во тьме множеству людей, коим недоставало даже слез, дабы оплакать свои бедствия и страдания.
Ее миссия, развернувшаяся на городских и экзистенциальных окраинах, является для нас сегодня красноречивым свидетельством близости Бога к беднейшим среди бедных. Сегодня я вручаю эту символическую фигуру подлинной женственности и посвященной Богу жизни вам, приехавшие со всех концов света волонтеры! Эта она является для вас образцом святости! Так пусть же эта неутомимая труженица милосердия поможет нам еще глубже понять, что единственным критерием правомочности действия является бескорыстная любовь, свободная от любых идеологических и прочих ограничений, свободно изливаемая на всех людей, на каком бы языке они ни говорили, к какой бы культуре, расе или религии ни принадлежали… Мать Тереза любила повторять: «Пусть я не говорю на их языке, но я могу улыбаться». Так понесём же эту ее улыбку в наших сердцах и поделимся ей со всеми встреченными нами на пути, а прежде всего с теми, кто страдает. Таким образом мы откроем широкие горизонты радости и надежды многим нашим братьям и сестрам, которые ныне сломлены и так нуждаются в понимании и нежности.
Перевод «Сибирской католической газеты»