Пепельная среда в Риме

В первый день Великого Поста – Пепельную среду – Папа посвятил свое выступление на традиционной общей аудиенции теме духовного паломничества, в которое мы отправляемся вслед за Иисусом. Великий Пост как раз напоминает нам, что вся жизнь христианина должна стать таким паломничеством.
«Тот, кто не питает себя Словом Божьим, в действительности не постится», — так называлось размышление Святого Отца, представлявшее собой введение в богословие великопостного времени.

Пост в западной христианской традиции начинается с посыпания голов пеплом. Это символическое действо напоминает о нашей бренности и содержит приглашение к покаянию и обращению, дабы нам стать верными последователями Иисуса Христа. Во всё время Великого Поста мы сопровождаем Иисуса в его пути в Иерусалим – место, где исполнится тайна Его Страстей, Смерти и Воскресения. Тем самым мы приходим пониманию того, что вся жизнь христианина – это странствие, и ее суть – не в неком внешнем «законе», а в самой личности Христа, с которой необходимо встретиться «здесь и теперь», которую необходимо принять, и за которой необходимо последовать. Иисус говорит нам (ср. Лк 9,23: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»), что если мы рассчитываем вместе с Ним вступить в свет и радость Воскресения, увидеть победу жизни, любви и добра, нам необходимо прежде взять свой ежедневный крест и терпеливо нести его. «Если вы разделяете с Ним Его горести, то разделите и Его победу», — добавил Папа, цитируя известное духовное сочинение «Подражание Христу».

Наше паломничество, — продолжил Святой Отец, — должно иметь литургический характер, поскольку Иисус Христос полнее всего присутствует именно в литургии. Приходя на литургию, мы приходим «в школу Иисуса, размышляя о принесших нам Спасение событиях, которые представлены не просто в каких-то напоминающих прошлое знаках. В литургических действиях Христос реально дарит Себя через Святого Духа, а тем самым и события нашего Спасения становятся фактическими».
В этом отношении ключевым является слово «ныне». «Это “ныне” Бог являет нам Свой закон, позволяя выбирать между добром и злом, между жизнью и смертью (ср. Втор 30,19); это “ныне” к нам “приблизилось Царствие Божие, покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк 1,15); это “ныне” Христос умер на Голгофе и восстал из мертвых; это “ныне” Он вознесся на небеса и воссел одесную Отца; это “ныне” нам дан Дух Святой; это “ныне” время благоприятное».
«Следовательно, — подвел итог понтифик, — участвуя в литургических обрядах, мы погружаемся в тайну Христа, чтобы в Его присутствии начать странствие, цель которого – приобщиться к Его Смерти и Воскресению, дабы иметь в себе жизнь».

Далее Папа перешел к обсуждению пяти воскресных чтений Великого Поста. Нынешний литургический цикл чтений «А» в наибольшей мере отражает процесс христианского посвящения, поскольку был составлен для катехуменов, готовящихся к таинству Крещения на ближайшую Пасху. Размышляя о великопостных библейских чтениях, также и мы сможем полнее и глубже пережить тайну нашего Искупления, обновить в своих сердцах благодать уже принятого нами Крещения.
Первое воскресенье Великого Поста называется еще «воскресеньем искушений», поскольку Евангелие этого дня повествует об искушениях Христа в пустыне. Нас этот же текст побуждает возобновить свое полное посвящение Богу и отважно вступить в бой, который каждому из нас необходимо вести, чтобы сохранить свою верность Христу.
Чтения второго великопостного воскресенья рассказывают об исходе Авраама и Преображении Иисуса Христа. Подобно «отцу верующих» Аврааму, мы также призваны покинуть «землю греха», оставить свои «важные дела», к которым мы приступили сами, без благословения Божия, и целиком вверить себя в руки Господа.
Чтения следующих трех великопостных воскресений раскрывают крещенскую символику в образах воды, света и жизни: в них мы встречаем пришедшую к колодцу женщину-самарянку, прозревшего слепорожденного и воскрешенного Лазаря.

Затем Бенедикт XVI остановился на традиционных христианских практиках поста, молитвы и милостыни.
«Тот в действительности не постится, кто не питает себя Словом Божиим», — сказал Святой Отец относительно поста. Что же касается милостыни, то здесь Бенедикт XVI процитировал слова своего святого предшественника на Престоле Св. Петра Папы Льва Великого: «Чем бы христианин обычно не занимался, он должен теперь делать это с большим посвящением и самоотверженностью, чтобы исполнить апостольское правило Великого Поста, требующее воздержания не только от пищи, но прежде всего от грехов. К этому едва ли можно добавить что-то лучшее, чем раздачу милостыни, которая под единственным в своем роде именем “милосердия” скрывает массу хороших дел». Наконец, Великий Пост – «это привилегированное время молитвы».
«Церковь понимает, как трудно людям в повседневной жизни стяжать тишину перед лицом Божьим, осознать свое положение перед Богом как зависимых существ и грешников, нуждающихся в Его любви, — подчеркнул Папа. – Вот почему во время Великого Поста мы приглашены к особенно доверительной и интенсивной молитве, как и к размышлению о Слове Божьем».

Святой Отец завершил свою речь призывом к обновлению, которое поможет нам подойти к Пасхе подготовленными и с полным основанием присоединиться к словам апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».
«Хорошего великопостного странствия всем вам!» — сказал в заключение Папа.

А вечером того же дня Папа прибыл в храм Св. Ансельма на Авестийском холме Рима. Из этой церкви традиционная покаянная процессия двинулась в близлежащую базилику Св. Сабины (одна из древнейших церквей Рима, построена в начале V века), где была отслужена Месса с обрядом возложения пепла. На голову самого Бенедикта XVI пепел возложил кардинал Йозеф Томко, титулярный настоятель храма Св. Сабины.

В своей проповеди Бенедикт XVI призвал всех верных к глубокому покаянию и евангелизации окружающего мира, который так нуждается в Боге и Его милосердии.
«Ныне мы призваны всем сердцем обратиться к Богу, — сказал Святой Отец. – Но мы постоянно убеждаемся, что не можем обратиться сами, своими собственными силами. Лишь Бог может нас обратить. Он в очередной раз предлагает нам Свое прощение, приглашая нас вернуться к Нему. Тогда Он подарит нам новое, очищенное от угнетающего нас зла, сердце, чтобы сделать нас участниками Своего блаженства. Мир нуждается в том, чтобы Бог его обратил. Мир нуждается в Его прощении, в Его любви. Мир нуждается в обновлении сердца. Все люди могут открыться действию Бога, Его любви. Мы, христиане, обязаны стать Его живыми орудиями, давая свое евангельское свидетельство. Во многих случаях мы являемся единственным Евангелием, которое всё еще продолжают читать наши современники. В этом – предпосылка нашей ответственности, еще один повод хорошо прожить Великий Пост: давать свидетельство своей жизнью по вере миру, который испытывает множество проблем и нуждается в возвращении к Богу, нуждается в обращении».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна