Проповедь Папы Франциска на Мессе канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
В центре сегодняшнего воскресенья, завершающего Октаву Пасхи, которое Иоанн Павел II пожелал посвятить Божественному милосердию, находятся прославленные раны воскресшего Иисуса.
Он их уже показывал во время первого явления апостолам, вечером следующего дня после субботы, то есть в день Воскресения. Но в тот вечер не было Фомы; и когда другие сказали ему, что видели Господа, он ответил, что не поверит, пока не увидит Его язв и не прикоснётся к ним. Восемь дней спустя Иисус снова являет Себя в Горнице Тайной Вечери, посреди учеников, и там был также Фома; Он обратился к нему и предложил прикоснуться к Его язвам. И тогда этот искренний человек, привыкший во всём удостоверяться лично, встаёт на колени перед Иисусом и говорит: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20,28).
Язвы Иисуса – это соблазн для веры, но это также испытание веры. Вот почему на теле воскресшего Христа язвы не исчезают, а остаются, поскольку эти язвы – неизменный знак любви Бога к нам, и они незаменимы для того, чтобы веровать в Бога. Веровать не в то, что Бог существует, но в то, что Бог – это любовь, милосердие, верность. Святой Петр, ссылаясь на Исаию, пишет христианам: «Ранами Его вы исцелились» (1 Петр 2,24).
Святой Иоанн XXIII и святой Иоанн Павел II имели мужество смотреть на раны Иисуса, прикоснуться к Его изъязвлённым рукам и к Его пронзённому боку. Они не стыдились плоти Христовой, их не шокировал ни Он, ни Его Крест. Они не стыдились плоти братьев, потому что в каждом страждущем видели Иисуса. Эти были бесстрашные мужи, исполненные свободы Святого Духа, и они оставили Церкви и миру свидетельство благости Бога и Его милосердия.
Это были священники, епископы и Папы ХХ века. Они знали трагедии своей эпохи, но не были ими подавлены. В них Бог был сильнее; сильнее была их вера в Иисуса Христа, Искупителя человека и Господина истории; сильнее в них было милосердие Бога, которое являет себя в этих пяти язвах; сильнее была материнская близость Девы Марии.
В этих двух мужах, созерцавших раны Христа и свидетельствовавших о Его милосердии, пребывало «живое упование» вместе с «радостью неизреченною и преславною» (1 Петр 1,3.8). Надежда и радость, которые воскресший Христос даровал Своим ученикам и которых ничто и никто не может у них отнять. Пасхальные радость и надежда, прошедшие через горнило очищения, опустошения, сближения с грешниками до крайнего предела, до тошноты от горечи сей чаши: вот надежда и радость, полученные двумя святыми Папами от воскресшего Господа, которые они в свою очередь обильно отдавали Народу Божьему, получив от него вечную признательность.
Такой надеждой и такой радостью дышали в первой общине верующих в Иерусалиме, о чём повествуют Деяния Святых Апостолов (ср. 2,42-47). Это община, в которой живут сутью Евангелия, то есть любовью, милосердием, в простоте и братстве. Это также образ Церкви, который имел перед глазами II Ватиканский собор. Иоанн XXIII и Иоанн Павел II соработничали со Святым Духом, чтобы восстановить и адаптировать к актуальным условиям Церковь согласно её исконному облику, облику, который ей придавали святые на протяжении столетий. Не надо забывать, что именно благодаря святым Церковь движется вперёд и возрастает.
Созывая Собор, святой Иоанн XXIII продемонстрировал чуткую податливость Святому Духу, позволил себя вести и был для Церкви пастырем и учителем, наставляемым Святым Духом. Это было его великим служением Церкви; он был Папой послушания Духу.
Святой Иоанн Павел II в своем служении Народу Божьему был Папой семьи. Он сам однажды пожелал, чтобы его вспоминали как Папу семьи. Я охотно подчеркиваю это в то время, когда мы находимся на пути к Синоду, посвященному семье, и идем навстречу ему вместе с семьями. На этом пути св. Иоанн Павел II наверняка нас сопровождает и поддерживает с Небес.
Пусть оба эти новых святых Пастыря Народа Божия ходатайствуют о Церкви, дабы в течение предстоящих двух лет на пути к Синоду она была послушной Святому Духу в пастырском служении семье. Пусть оба они научат нас не смущаться ран Христовых и углубляться в тайну Божественного милосердия, которое всегда надеется и всегда прощает, ибо всегда любит.
Перевод: Радио Ватикан