Проповедь о. Мариано Седано на день св. Филиппа Нери
26 мая 2010 г. Пастырская конференция для священников Преображенской епархии, г. Новосибирск
Дорогие братья в священстве!
Сегодняшнее Евангелие – Мк 10,32-45 – о предсказании Иисусом Своих Страстей, о дерзкой просьбе сыновей Зеведеевых («сесть по правую и по левую сторону в славе Твоей») и о поучении Иисуса Своим ученикам: «кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Современные библеисты считают Евангелие от Марка своего рода учебником для тех, кто хочет лично узнать Иисуса Христа, хотя не был свидетелем Его земной жизни. Оно было задумано, как «пособие» для «начинающих христиан», едва присоединившихся к Церкви или собиравшихся вскоре сделать это. Автор рассказывает об Иисусе как о Мессии: об этом свидетельствуют уже первые слова его произведения – «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия…». Первая часть Евангелия от Марка как раз и посвящена выяснению ответа на вопрос: «Кто же Сей?» И завершается она сценой исповедания Петра от лица всех апостолов: «Ты Христос» (Мк 8,29).
А вот вторая часть – о Царстве Божием, точнее, об условиях вхождения в него. И о том, как можно по-настоящему встретиться со Христом. Характерные для первой части глаголы – «понять» или «не понять», а для второй – «взять крест». Отказаться от отца, матери, жен и детей. Не останавливаться даже перед тем, чтобы отрубить себе руку или вырвать глаза…
Как же можно войти в Божие Царство? Как можно встретиться с Иисусом Христом? В сегодняшнем тексте речь идет о ближайших учениках Иисуса, об апостолах, о тех первых священниках… И оказывается, что те, кто имеет такое призвание, кто оставил ради Иисуса всё, вовсе не должны чувствовать себя начальниками. Их настоящее призвание – «быть слугами всех», «быть на коленях», «быть в послушании». Только так они встречаются с Иисусом Христом и проявляют верность своему призванию.
Современные психологи или антропологи редко говорят о служении, предпочитая понятие «самореализации». А для священника «быть слугой всех» и есть его путь самореализации, как бы это ни противоречило на первый взгляд «естественным потребностям» человеческой природы. Путь в Царство Божие для всех христиан, а для священников – в особенности, пролегает через восхождение на Голгофу, через самоотречение, через смерть своего эгоистического «я». И здесь – опять парадокс, опять противоречие с нашими «естественными стремлениями». В Царство Божие входят через поражение… Кажется, всё внутри нас кричит изо всей силы: «не ходи!»
Евангелие от Марка – этот учебник для начинающих – очень ясно свидетельствует, что апостолы ничего не понимали и очень боялись. Они – отнюдь не рыцари веры без страха и упрека. Они не понимают Учителя, бросают Его одного, отстаивают свои эгоистические амбиции, стремление властвовать, а отнюдь не служить… И это – во времена «раннего христианства», в те времена, которые у нас принято считать «золотыми» и видеть в них образец для подражания! Не правда ли, ужасная картина?
А еще у апостолов было множество недоуменных вопросов. Апостолы – это люди кризиса, люди конфликта. Обратите внимание на 4-ю главу Евангелия от Марка – учение Иисуса в притчах. Таким образом Господь отвечал на недоумение учеников, как и на наше недоумение: «почему события развиваются не в соответствии с нашими планами?»; «почему в нашей епархии дела идут именно так, как идут, а не более динамично, более успешно?»; «почему всё так идет в моей духовной жизни?» А Иисус, как мудрый воспитатель, как «ординарий» Своей маленькой епархии, состоящей тогда всего лишь из 12 человек, терпеливо, через притчи, через собственный пример, через жизненные ситуации, словно бы «лепил», воссоздавал заново таких неподатливых (ничем не лучших, чем мы сегодня!) апостолов.
Здесь нужен подвиг веры. Между прочим, иногда производят латинское credere («верить») от cor dare, т.е. «отдать сердце». Богу нужно не исповедание нами определенного учения или идеологии, а наши сердца. Часто говорят о том, что христианство – всегда молодо. Но на тот же вопрос можно посмотреть и с другой стороны. И тогда перед нами – еще один парадокс: настоящий христианин не может быть только «молодым», ему предстоит «состариться». Воскресший Иисус беседует с апостолом Петром (этот эпизод описан в последней, 21-ой главе Евангелия от Иоанна) и говорит ему: «Когда ты был молод, то ходил, куда хотел. А когда состаришься, протянешь руки свои, и тебя поведут, куда не хочешь». Молодые люди в преизбытке своих сил имеют множество замечательных планов, они полагаются на свои силы. А духовная зрелость – в том, чтобы позволить Господу взять себя за руку и пойти туда, куда ведет тебя ОН!
А еще нам нужно, просто необходимо, чувство юмора. Ну хотя бы капельку юмора… Иметь чувство юмора – вовсе не значит постоянно острить и смеяться. Я имею в виду ироническое отношение к самому себе. Слово «юмор» – от латинского humus, т.е. «земля». Иметь чувство юмора – значит помнить, что сам по себе, без Бога, ты всего лишь прах земной, «персть», «humus». Нам не стоит общаться с Богом с позиций своего высокого «начальственного поста» – настоятеля, монсеньора, епископа…
Между прочим, именно в этом состояла жизненная философия святого священника Филиппа Нери, чью память мы празднуем сегодня. Он лучился евангельской радостью и самоиронией. В Италии XVI века авторитет духовенства стоял настолько низко, что существовала поговорка: «Если хочешь гарантировано попасть в ад – иди в священники!» А священник Нери, проведший почти всю свою жизнь в Риме, умел это мнение сограждан о священниках поменять. Он умел быть, прежде всего, очень добрым, очень смиренным, очень послушным Богу, а потому – очень радостным человеком. Современники называли его «человеком сердца». Это было сердце, которое любит, служит, которое позволяет Богу себя наполнить. Ради того, чтобы и наше сердце стало таким, вероятно, задуманы Год Священника и наша нынешняя конференция. Это сердце скажет Богу: «Возьми меня, Господи, и веди не туда, куда я хочу, а куда Ты захочешь!»