Проповедь о. Павла Паганини, FSCB, на праздничной Мессе в честь святого Франциска Ассизского
Дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех с торжеством святого Франциска Ассизского!
Особенно благодарю наших «городских» братьев-францисканцев за их присутствие и за приглашение молиться и проповедовать!
Святой Франциск – он похож на гору, вершиной которой являются его уникальные отношения с Богом.
Очевидно, что добраться до вершины горы возможно разными стезями. Подобным образом, мы можем трактовать многообразную и богатую личность Франциска.
Сегодня, отталкиваясь от одного из этих аспектов, я хотел бы обратить ваше внимание на прозвище нашего святого: Pater Seraficus, Серафический отец.
Как известно, титул «серафический» происходит от того, что однажды шестикрылый Серафим возвестил ему дар стигматов.
Но кто такой Серафим? Серафимы – это ангелы, особо приближённые к Богу. Само слово «серафим» переводится как «пламенный», «пылающий».
Согласно учению греческого церковного писателя Дионисия Ареопагита[1], серафимы находятся в постоянном движении вокруг Божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню».
Св. Фома Аквинский, поклонник Дионисия, разъясняет указанную выше природу серафимов, уподобляя их огню. Огонь — как серафимы (и св. Франциск в том числе) — стремится вверх, подогревает, очищает, сияет. Фома делает вывод: у серафимов есть совершенство, превосходство любви. В них есть сверхизобилие любви[2].
Вторая часть прозвища – «отец». Это само собой разумеется, поскольку Франциск основал один из крупнейших орденов.
Это меня всегда поражает: уже прошло восемь веков от времени Франциска, а его харизма продолжает жить, и сегодня, в 2016-ом году, его образ вдохновляет и привлекает различных людей, мало того, даже новые общины рождаются благодаря этой харизме.
Тогда возникает вопрос: как сочетается отцовство с жизнью ангелов? Как целомудрие – т.е. жизнь ангелов — сочетается с потомством?
Мы знаем, что ангелы не женятся; тем не менее, желание каждого человека – иметь потомство, быть плодотворным. Мы все неизбежно к этому стремимся, поскольку это желание насадил в нашем сердце сам Бог. И святой Франциск, несомненно, тоже обладал таким желанием.
Есть ключевой эпизод жития Франциска:
Однажды дьявол послал ему плотское искушение. Тогда Франциск «выйдя в сад, нагим погрузился в глубокий снег. Затем, полными пригоршнями беря снег, он делает из него семь ко?мьев в виде фигурок, садится перед ними и так начинает говорить своему телу: «Вот эта, самая большая, — твоя жена; эти четверо — двое сыновей и две дочери; а оставшиеся двое — слуга и горничная, нужные для ведения хозяйства. Давай же, надо одеть их всех, ведь они умирают от холода. А если эти многообразные хлопоты тебе тяжелы, то служи усердно лишь Господу».[3]
После этого искушение оставляет святого в покое. Что нам говорит этот эпизод?
Во-первых, как мы говорили, у Франциска было желание быть плодотворным. Это, кстати, подтверждается другим эпизодом:
И часто, когда многие называли его святым, он отвечал так: «У меня могут быть еще сыновья и дочери: не хвалите меня так, как если бы я был в безопасности! Никого нельзя хвалить, пока конец его неизвестен. Если бы Тот, кто дал мне заем, — так продолжал он, — захотел бы получить его обратно, то остались бы лишь тело и душа, так же, как и у неверных». Таков был ответ хвалившим его.[4]
Значит, эта мысль посещала его. Но – еще раз – это вполне нормально: он был здоровым мужчиной.
Во-вторых, то, как это желание сбывается, не зависит от нас. Господь Бог, который хочет, чтобы мы принесли много плода, Он определяет способ. Путь святого Франциска Ассизского заключается в нераздельном служении Богу.
Итак, вернемся к вышесказанному.
Франциск – как серафимы – обладает совершенством любви. Хранить целомудрие – не значит отрицать любовь; наоборот, это означает совершенство любви. Но любовь не остается бесплодной, она порождает новую жизнь.
Наш святой дал Богу Самому определить, каким он станет отцом. И вот святой Франциск порождает целый народ. Народ, который нам сегодня известен как Орден францисканцев. Народ, среди которого есть два замечательных сына – отец Коррадо и отец Грациан, которых он родил во Христе. То есть, следуя призыву Бога, св. Франциск и сегодня продолжает становиться отцом.
Итак, молимся, чтобы отец Коррадо и отец Грациан стали больше и больше подражать святому Франциску и, будучи подлинными его сыновьями, приобрели наследство и творили благо для нашей общины, для христианского народа нашего города и для всех людей, которые живут рядом с нами.
__________
Свящ. Павел Паганини, FSCB, Братство священников-миссионеров св. Карла Борромео.
Проповедь в новосибирском приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на торжественном богослужении в честь святого Франциска Ассизского (04.10.2016).
[1] Ср.: Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, Глава VII. http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/areopag/areopag1.htm#04
[2] Ср.: Фома Аквинский, Summa theologiae, I, I q. 108, a. 5.
[3] Фома Челанский, Второе Житие, LXXXII.
[4] Фома Челанский, Второе Житие, XCVI.