Проповедь Генерального викария Преображенской епархии о. Андрея Дуклевского на День поминовения всех усопших верных
Дорогие братья и сестры!
Сегодня в Церкви отмечают день всех усопших верных. Мы особым образом вспоминаем наших усопших, мы молимся за близких нашему сердцу усопших. Мы поедем сегодня на кладбище, чтобы там молиться у могил наших родственников, друзей, знакомых…
И вот, всё, чем отличается сегодняшний день – все эти заупокойные молитвы, кладбища, кладбищенская символика – всё это напоминает нам не только о дорогих нашему сердцу усопших, но и о смерти. Смерти как таковой. Нашей смерти.
Обычно мы неохотно вспоминаем о смерти, не хотим думать о смерти. Как будто бы смерть – это то, что нас не касается. Даже если мы узнаём, что умер кто-то из наших друзей или знакомых, человек нашего возраста, то у нас такое чувство, что «это его проблемы», это он умер, а не я, а я-то живой! Мы хотим жить, мы погружаемся в жизнь. Мы стремимся жить полноценной жизнью, а потому всячески избегаем мыслей о смерти, отталкиваем их.
Но смерть всё равно приходит неуклонно, и она обязательно явится однажды и за нами. На одном надгробном памятнике была помещена надпись: «Там, где ты, был я, а там, где я, будешь ты». И эта надпись очень точно иллюстрирует суть дела. Усопшие напоминают нам, что и они когда-то жили полноценной жизнью в этом мире, но теперь перешагнули границу и находятся по ту сторону. Там, где ты, был я, там, где я, будешь ты…
И сегодня у нас прекрасный повод, чтобы задуматься. Задуматься о жизни, задуматься о смерти. Традиция Церкви, Священное Писание, с одной стороны, подчеркивают хрупкость и преходящий характер человеческой жизни: человек – как трава, утром расцветает, вечером усыхает; дунет ветер, и место его уже не помнит о нем; он – как пар, и быстро улетает…
Но одновременно в Священном Писании, в литургической традиции Церкви очень сильно выражен мотив надежды. В префации сегодняшней святой Мессы мы слышим слова: «ибо у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и когда разрушается это земное жилище, они обретают на небесах жизнь вечную».
Жизнь преображается, но не отнимается. Смерть не уничтожает нашу жизнь, но видоизменяет ее. Жизнь продолжается после смерти.
Мы только что слышали в Евангельском чтении (Ин 6,51-58) о том средстве, которое дает нам Господь, чтобы нам получить жизнь вечную. Это средство – Евхаристия. Сам Господь Иисус Христос, Который возлюбил нас, Который страдал и умер из любви к нам и ради нашего спасения, сегодня говорит нам: «Едящий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет в себе жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». «Едящий Хлеб сей жить будет вовек».
Тот, кто вкушает Иисуса, живет в Иисусе, но тогда и Иисус живет в нем. В нем живет Господин жизни, в Святых Дарах к нему приходит Господин жизни, Который может провести через порог смерти, к той самой, настоящей и полноценной жизни, у которой уже не будет конца!
Вчера, в торжество Всех Святых, мы уже размышляли об этом, размышляли о нашей жизни в терминах путешествия, странствия, которое направлено к Дому Отца, где для нас уже приготовлено жилище, где Господь уготовал нам место, где смерти уже нет, но зато есть жизнь вечная…
Размышляя о жизни вечной, которая рождается из смерти и расцветает по ту сторону смерти, мы также хотим молиться за наших усопших. В сегодняшнем первом чтении из Книги Маккавейской (2 Макк 12, 23-25) говорится о том, как вождь иудейского народа Иуда Маккавей послал в Иерусалимский храм пожертвование за грехи павших в бою воинов. И подчеркнуто, что он «поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении». «Какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха».
«Какая святая и благочестивая мысль». Наши усопшие родные и близкие, если они в Чистилище, если они там очищаются, чтобы стать достойными Господа и войти в Его вечную жизнь, уже ничего не могут сделать для себя сами. Но зато многое для них можем сделать мы, остающиеся еще в теле. Мы можем помочь им нашими молитвами. «Какая святая и благочестивая мысль!» И мы можем делать это, помогать нашим усопшим, на протяжении всей этой недели – октавы молитв за умерших. Может быть, мы что-то недодали им, пока они были живы, пока были вместе с нами в этом мире, может быть, что-то не сделали для них, что могли бы сделать… И всё это мы можем восполнить и наверстать сегодня, молясь за них! И не только молясь, но и принимая в их намерении Святое Причастие и, наконец, получая за них полную индульгенцию, с полной отменой всякой кары за совершенные ими при жизни грехи. На протяжении этих восьми дней каждый из нас может ежедневно получать индульгенцию, т.е. полное прекращение всякого наказания, всякого мучения, за одного усопшего. Вот так, очень серьезно, мы можем помочь нашим усопшим! И дорогие нашему сердцу усопшие будут нам очень благодарны, если мы сделаем это! И со своей стороны будут молиться о нас и помогать нам.
Сегодняшний день, ближайшие дни на этой неделе – это дни, в которые мы можем выразить нашу любовь к дорогим близким, покинувшим этот мир, в молитве, выразить в молитве за них нашу им благодарность, выразить в молитве всё то, что мы, может быть, не сумели выразить, не сумели сказать и сделать им, пока они были на земле.
Иисус умер и воскрес. Так и успоших во Христе Бог приведет вместе с Ним, приведет к Нему. И как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. И там отрет Бог всякую слезу с очей их. Аминь.