Проповедь Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR, на 5-е Рядовое воскресенье, Год B, 05.02.2012 г.
Книга Иова (1-е чтение: Иов 7,1-4.6-7) поднимает вопрос: «Почему невиновные страдают?». Этот вопрос возникает сам собой. Пережить то, что выпало праведному Иову, кажется просто немыслимым. Иов тяжело заболел, и люди отвернулись от него. Погибли все его дети и их семьи. Враги угнали весь его скот. Друзья отвергли его. Они считали уверены, что все страдания Иова были наказанием Бога за грехи. Но сам-то Иов был уверен, что не грешил против закона Бога; он ощущал себя невиновным, а потому и задавался вопросом: «Так почему же страдают невинные?»
В книге Иова мы не найдём прямого и ясного ответа на этот вопрос. Но эта книга дает нам пример правильного поведения и учит нас, как нам следует принимать страдания.
Иов, несмотря на свои великие страдания, не роптал, не осуждал и не порицал Бога за них. Он сказал: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!» Он знал, что человек не имеет достаточного понимания, чтобы судить мысли и действия Бога. Бог необъясним и непостижим человеческим разумои. Иов уповал на доброту Бога и верил, что Бог направляет все события ко благу, так что в итоге всё будет хорошо. И действительно, Бог вернул Иову больше, чем он потерял.
В нашей жизни мы переживаем массу трудностей: личные проблемы не решаются, болезни не излечиваются, зарплаты не хватает, дети приносят большие огорчения и так далее. Да и в целом в мире процветают насилие, войны, теракты, наркомания, алкоголизм, аварии, природные катастрофы, а хуже всего то, что неуклонно ухудшаются моральный облик людей и их поведение в различных жизненных ситуациях. Реакция многих на страдания – обвинение Бога или возрастающее неверие к Нему. Но урок книги Иова состоит в том, что мы должны уповать в Бога, верить в то, что Он добр и справедлив, и в конечном итоге направляет всё происходящее ко благу.
Другие чтения сегодняшней Мессы подкрепляют этот урок и показывают, что Бог желает, чтобы мы были здоровыми и счастливыми, что Он хочет привлечь нас к Себе и защитить от недугов и зла.
В Евангелии (Мк 1,29-39) мы видим, как Иисус стремился сделать добро другим людям. Как только Он узнал, что тёща Петра лежит в горячке, так сразу, взяв её за руку, исцелил её. Потом, когда к Иисусу принесли больных и бесноватых, Он тотчас «исцелил многих, страдавших различными болезнями, и изгнал многих бесов». Рано утром, когда Он молился в пустынном месте, Пётр и другие пришли к Нему и сказали: «Все ищут Тебя». Но Он отвечал, что надо идти в другие ближние селения и города, чтобы и там проповедовать. И ходил по всей Галилее – проповедовал Царство Небесное, исцелял больных и изгонял бесов».
Св. Павел во втором чтении (1 Кор 9,16-19.22-23) свидетельствует о своём сознании обязанности благовествовать о Христе безвозмездно, дабы привлекать к Нему всех и «спасти, по крайней мере, некоторых». Апостол очень хорошо понимал, как важно узнать Иисуса, любить Его и следовать за Ним, и очень хотел разделить свою радость с другими людьми. В сегодняшней Вступительной молитве сегодня мы просили: «Боже, храни Твоих детей нескончаемой любовью Твоею, чтобы, уповая лишь на небесную благодать, они всегда пребывали под Твоей защитой». Бог есть Любовь. «Придите, поклонимся и припадём, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего. Ибо Он есть Бог Наш», — гласит Ответный псалом сегодняшней Мессы (Пс 147 А). А Молитва после Причастия учит нас, что если мы живем во Христе, то в радости приносим плоды для спасения мира, а наш свет побуждает наших ближних прославлять Бога.