Проповедь Бенедикта XVI на Мессе инаугурации Синода епископов 7 октября 2012 г.

Досточтимые Братья во епископстве,
Дорогие братья и сестры!

Этим торжественным сослужением мы открываем XIII очередную генеральную ассамблею Синода Епископов на тему «Новая евангелизация для передачи христианской веры». Эта тема отвечает программному направлению в жизни Церкви, всех ее членов, семей, общин, ее институтов, и становится еще более четкой в перспективе начинающегося Года веры: мы будем отмечать это событие в ближайший четверг, 11 октября, в 50-годовщину открытия II Ватиканского Собора. Обращаю к вам свое сердечное и благодарное приветствие, прибывшим на эту синодальную Ассамблею, особенно Генеральному Секретарю Синода Епископов и его сотрудникам. Приветствую также братские Делегации других Церквей и Церковных Общин, и всех присутствующих, призывая их сопровождать в своих каждодневных молитвах наш труд, которым мы будем заниматься ближайшие три недели.

Библейские чтения, образующие Литургию Слова этого воскресенья, дают нам две главных отправных точки для размышления: первая – о браке, которую мне бы хотелось затронуть чуть позже; вторая – об Иисусе Христе, с которой я и начну. У нас нет времени, чтобы подробно комментировать этот отрывок из Послания к Евреям, но, в начале этой Ассамблеи Синода, мы должны принять призыв устремить взоры на Господа Иисуса, «за претерпение смерти увенчанного славою и честью» (Евр 2,9). Слово Божие ставит нас перед славным Распятым, с тем, чтобы вся наша жизнь, и особенно дело этого синодального Собрания, совершались перед Его лицом и в свете Его тайны. Евангелизация во все времена и повсюду имеет в качестве своего центрального и окончательного пункта возвещение Иисуса Христа, Сына Божия (ср. Мк 1,1); и Распятый является отличительным знаком тех, кто возвещает Евангелие: знаком любви и мира, призывом к обращению и примирению. Мы первыми, досточтимые Братья, должны обращать к Нему взоры сердца и дать Ему очищать нас Своею благодатью.

Теперь мне бы хотелось вкратце остановиться на «новой евангелизации», сопоставив ее с обычной евангелизацией и с миссией ad gentes. Церковь существует для того, чтобы проповедовать Евангелие. Верные заповеди Господа Иисуса Христа, Его ученики отправились по всему миру, чтобы возвещать Благую Весть, основывая повсюду христианские общины. Со временем эти общины стали хорошо организованными Церквами со множеством верных. В определенные исторические периоды божественное Провидение наделяло обновленной силой деятельность Церкви на ниве евангелизации. Достаточно вспомнить англосаксонские и славянские народы, или проповедь Евангелия на американском континенте, а затем о миссионерских периодах среди народов Африки, Азии и Океании. Именно на этом динамичном фоне мне бы хотелось обратить ваше внимание на две яркие личности, которых я сегодня провозгласил Учителями Церкви: святого Иоанна Авильского и святую Хильдегарду Бингенскую. Также и в наши дни Святой Дух вызвал в Церкви новый порыв к благовестию, наделив ее духовным и пастырским динамизмом, нашедшим свое наиболее универсальное выражение и наиболее авторитетный импульс в II Ватиканском Соборе. Этот обновленный динамизм оказывает благотворное влияние на две особые «ветви» евангелизации: с одной стороны это missio ad gentes, то есть, проповедь Евангелия тем, кто еще не знают Иисуса Христа и Его вести о спасении; и, с другой стороны, новая евангелизация обращена главным образом к тем, кто, будучи крещен, отдалился от Церкви, и живут без всякой связи с христианской практикой. Открывающаяся сегодня синодальная Ассамблея посвящена этой новой евангелизации, чтобы способствовать в этих людях новой встрече с Господом, – ибо лишь Он может наполнить жизнь глубоким смыслом и покоем; чтобы содействовать в них открытию веры, источнику Благодати, несущей радость и надежду в личную, семейную и социальную жизнь. Естественно, такая специфическая направленность не должна уменьшать ни миссионерского порыва в собственном смысле, ни обычную деятельность, связанную с евангелизацией в наших христианских общинах. В действительности три аспекта единой реальности евангелизации должны дополнять и делать друг друга более плодотворными.

Тема брака, предлагаемая нам Евангелием и Первым чтением, заслуживает в этой связи особого внимания. Послание Слова Божия можно вкратце выразить фразой, содержащейся в Книге Бытия, которую в Евангелии произносит Сам Иисус: « Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (Быт 2,24; Мк 10,7-8). О чем нам говорит сегодня это Слово? Мне кажется, что оно призывает задуматься об уже известной нам, но, может быть, не в полной мере оцененной реальности: то есть, о браке, который заключает в себе самое настоящее Евангелие, Благую Весть для нынешнего мира, особенно для мира дехристианизированного. Союз мужчины и женщины, то, что они становятся «единой плотью» в любви, – в любви плодотворной и нерасторжимой, – является знаком, настойчиво говорящем о Боге, и этот знак в наши дни становится красноречивым свидетельством, поскольку, к сожалению, именно в регионах древней евангелизации, брак, по различным причинам, переживает глубокий кризис. И это не случайно. Брак связан с верой, и это не общая фраза. Брак, как союз верной и нерасторжимой любви, основывается на благодати, исходящей от Триединого Бога, Который в Христе возлюбил нас любовью, приведшей Его на Крест. Сегодня нам дано постичь всю истинность этого утверждения, сталкиваясь со скорбной реальностью многих браков, заканчивающихся, к сожалению, плохо. Существует очевидная связь между кризисом веры и кризисом брака. И, как давно утверждает и свидетельствует Церковь, брак должен быть не только объектом, но и субъектом новой евангелизации. Это уже многократно проверено на опыте, связанном с общинами и движениями, и все больше осуществляется также в епархиях и приходах, как было выявлено на недавней Всемирной Встрече Семей.

Одной из главных идей, с помощью которой II Ватиканский Собор придал обновленный импульс евангелизации, стал призыв к всеобщей святости, которая, как таковая, касается всех христиан (ср. Конст. Lumen gentium, 39-42). Святые являются истинными героями евангелизации во всех ее выражениях. Они же являются первопроходцами и вершителями новой евангелизации: своим ходатайством и примером собственной жизни, открытой к вдохновению Святого Духа, они показывают равнодушным или даже враждебным людям красоту Евангелия и общения во Христе, и призывают, так сказать, верующих «с прохладцей», жить с радостью веры, надежды и любви, вновь открыть для себя «вкус» Слова Божия и Таинств, особенно Хлеба жизни, Евхаристии. Пышным цветом расцветает святость среди самоотверженных миссионеров, возвещающих Благую Весть не христианам, традиционно в странах миссии, а в настоящее время – повсюду, где живут не христиане. Святость не знает культурных, социальных, политических, религиозных границ. Ее язык – язык любви и истины – понятен всем людям доброй воли и приближает их к Иисусу Христу, неисчерпаемому источнику новой жизни.

Остановимся здесь на мгновение, чтобы отдать дань восхищения двум святым, которые сегодня были причислены к избранному сонму Учителей Церкви. Св. Иоанн Авильский жил в XVI веке. Знаток Священного Писания, он был наделен пылким духом миссионера. Он сумел глубоко проникнуть в тайны Искупления, совершенного Христом для человечества. Человек Божий, он сочетал постоянную молитву с апостольской деятельностью. Он посвящал себя проповеди и часто приступал к Таинствам, сосредоточив свои силы на улучшение подготовки к священству, монашеству, а также мирян, с целью плодотворной реформы Церкви.
Св. Хильдегарда Бингенская, яркая представительница «слабого пола» XII века, внесла свой ценный вклад в развитие Церкви своего времени, должным образом используя дары, полученные от Бога и проявив себя женщиной острого ума, глубокой восприимчивости и признанным духовным авторитетом. Господь наделил ее пророческим духом и тонкой способностью различать знамения времен. Хильдегарда питала обостренную любовь к природе, занималась медициной, поэзией, музыкой. Но превыше всего она всегда питала огромную и преданную любовь к Христу и к Его Церкви.

Взгляд на идеал христианской жизни, выраженный в призыве к святости, побуждает нас смотреть со смирением на слабость многих христиан, – даже на их личный и общинный грех, который представляет собой серьезное препятствие для евангелизации, – и признать силу Бога, Который, в вере, встречает человеческую слабость. Поэтому, нельзя говорить о новой евангелизации без искренней готовности к обращению. Примириться с Богом и с ближним (ср. 2 Кор 5,20) – вот главный путь новой евангелизации. Только очистившись, христиане могут обрести справедливую гордость своего достоинства чад Божиих, сотворенных по Его подобию и искупленных драгоценной кровью Иисуса Христа, и могут ощутить Его радость, чтобы поделиться ею с другими, с ближними и дальними.

Дорогие братья и сестры, вверим Богу работу синодального Собрания в живом чувстве общения святых, призывая особо ходатайства великих евангелизаторов, среди которых назовем с огромной любовью Блаженного Иоанна Павла II, долгий понтификат которого стал также примером новой евангелизации. Отдадим себя под покровительство Пресвятой Девы Марии, Звезды новой евангелизации. Вместе с Ней призовем особого излияния Святого Духа: да просветит Он свыше синодальную Ассамблею и сделает ее плодотворной дальнейшего пути Церкви.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна