Призрак христианской революции бродит по Китаю
В Китае, в восточной провинции Чжэцзян полицией задержан рукоположенный Ватиканом епископ Питер Шао Жумин. Подобная практика в Поднебесной применяется не в первый раз. Известно, что два католических епископа годами содержались в тюрьме, один из них умер в заключении в прошлом году.
Стремительный рост численности христиан в стране (она уже превышает количество членов Коммунистической партии) вызывает опасения властей, которые перешли к снятию крестов и разрушению церквей в регионах с высокой долей верующих.
— Христианство в Китае распространяется как лесной пожар, так же как это было «в старой языческой Римской империи две тысячи лет назад», — передаёт слова кардинала Джорджа Пелла, одного из самых влиятельных лиц Ватикана, католическое издание Crux.
Считать китайских христиан весьма непросто, поскольку в Китае официальные Церкви существуют параллельно с незарегистрированными.
— Многие эксперты, иностранные и китайские, теперь признают, что, вероятно, христиан больше, чем членов 87-миллионной Коммунистической партии, — утверждалось в статье, опубликованной 1 ноября 2014 года во влиятельном издании Economist.
Испанская газета El Pais привела 12 мая 2015 года данные директора Центра по вопросам религии и китайского общества при Университете Пердью Яна Фэнгана, согласно которым уже в 2014 году в Китае насчитывалось около 100 млн христиан. Как прогнозирует Фэнган, к 2030 году их будет уже 247 миллионов и Китай станет страной с самым большим христианским населением, оставив позади Бразилию и США. Об этом же в прошлом году заявил и кардинал Пелл.
В Китае живёт от 12 до 14 миллионов католиков (Католическая церковь — самая крупная христианская организация в стране, протестанты раздроблены на огромное количество деноминаций и организаций). При этом параллельно существуют две католических Церкви: официальная, созданная в 1958 году Китайская патриотическая католическая церковь (по данным, приводимым самой организацией, она объединяет более 5 млн членов), и неофициальная, так называемая Церковь молчания. Многие католики состоят в двух Церквях одновременно, поэтому определить точное число верующих достаточно затруднительно.
— Если католики лояльны к власти, они подвергаются критике со стороны религии (речь о Ватикане. — Прим. Лайфа) или даже отлучаются от Церкви, — объясняет конфликт с точки зрения «катакомбников» директор Пекинского института мировых религий Джуо Синпин. — Но если они преданы своей религии, они объявляются вне закона и могут существовать только в подполье.
Согласно существующим законам, религиозная деятельность вне правительственного контроля незаконна и влечёт уголовную ответственность за преступную деятельность.
Компартия чувствительно реагирует на любые попытки Ватикана и в целом Запада навязать своё представление о религиозных свободах в Поднебесной.
Некоторые официальные католические епископы за последние десятилетия смогли получить одобрение своего сана от Ватикана, и наоборот. При этом официальная позиция Пекина состоит в том, что он готов иметь дело с Ватиканом и признать его иерархию в стране, только когда папское государство разорвёт дипломатические отношения с Тайванем.
Центром противостояния государства и христиан в последние годы стала провинция Чжэцзян на богатом и промышленно развитом Востоке Китая. Расположенный в ней крупный порт Вэньчжоу называют китайским Иерусалимом, так как христиане составляют около 15% из его 9 млн жителей и в городе расположено большое количество церквей. По данным католического информагентства AsiaNews, около 100 тысяч верующих Вэньчжоу состоят в официальных католических общинах и более 50 тысяч — в неофициальных.
— В отличие от того, что наблюдалось несколько десятилетий назад, когда среднестатистическим христианином в Китае была женщина преклонного возраста, проживавшая в сельской местности, — отмечает в процитированной выше статье El Pais, — современные новообращённые… как правило, являются представителями городской молодёжи и среднего класса, играющих всё более важную роль в обществе.
Как пишет оппозиционное китайским властям издание Epoch Times, всё «это, по-видимому, вызвало серьёзную обеспокоенность секретаря парткома Ся Баолуна, который жаловался на происки «западных враждебных сил» (христианские церкви)» в разные инстанции.
Это побудило правительство Китая начать кампанию по сносу церквей и удалению крестов. С начала 2014 года в провинции Чжэцзян в целях «идеологического перевоспитания» христиан власти развернули кампанию «Три исправления и один снос». Согласно данным Международной правозащитной христианской организации, были сняты кресты с более чем 360 храмов.
— Идёт необъявленная борьба. Неписаные правила требуют, чтобы религия оставалась сугубо личным делом, — отметил по этому поводу заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Она допустима, пока не выплёскивается на улицу и не становится частью антикитайской пропагандистской машины. Власти считают кресты наглядной агитацией.
Дошло и до сноса крупных культовых зданий. 30 апреля 2014 года по указу правительства была снесена официальная церковь Санджан (протестантская) c её 55-метровым шпилем. Она якобы занимала в пять раз больше места, чем положено по закону. После бесплодных переговоров верующих с властями экскаваторы и бульдозеры снесли стены храма, который христиане пытались закрыть живым щитом, и обрушили шпиль. Последовали аресты защитников церкви, среди которых было по меньшей мере пять церковных лидеров.
— В Пекине опасаются, что на волне многих кризисов население теряет доверие к партийному лидерству, ищет другие идеологические ячейки. Теряется вековая вера в государство, в его способность решать все проблемы. Также растёт уровень социального напряжения, — замечает Алексей Маслов. — Христианство при этом рассматривается как один из каналов западного влияния на общество.
Скончавшийся на днях епископ епархии Вэньчжоу Винсент Чжу Вэйфан принимал непосредственное участие в пикете, направленном на прекращение кампании по сносу крестов в провинции Чжэцзян. 24 июля этого года 20 католических священников во главе с епископом Вэньчжоу встали напротив здания правительства города Вэньчжоу и требовали «блюсти религиозное достоинство и противостоять насильственному снятию крестов».
Епископ Винсент Чжу Вэйфан
Винсент Чжу Вэйфан из 90 лет своей жизни провёл 16 в трудовых лагерях (1955—1971 гг.), шесть в тюрьме (1982—1988 гг.). Став в 1988 году епископом Церкви молчания, лишь в 2010 году он был признан Компартией как епископ официальной Католической церкви. После смерти Винсента Чжу Вэйфана задержанный епископ Шао должен был возглавить епархию, но Китай отказался признавать назначение Ватикана.
— Правительство выступает против монсеньора Шао, потому что он является членом неофициальной католической общины и его назначение в качестве епископа, даже с мандатом Святейшего престола, не признаётся Пекином, — сообщает Asia News. — Епископ и священники были вывезены из города, чтобы сорвать мирную преемственность епископата Вэньчжоу.
После исчезновения Шао прихожане общины держат траур по двум епископам вместо одного. Кроме того, власти ограничили поток верующих, желавших проститься с недавно почившим епископом до 400 человек.
Местопребывание Шао точно неизвестно, но есть сведения, что он находится в заключении на северо-западе страны. Его секретарь Пол Цзян Суниан был отправлен в провинцию Юньнань, ещё один священник подпольной Католической церкви содержится под стражей в Ханчжоу (столице провинции Чжэцзян).
Епископ Шао
Ситуация с похищением иерархов неофициальной Католической церкви достаточно характерна.
В феврале 2015-го в заключении умер 94-летний епископ из провинции Хэбэй Космас Ши Энсян. Католический иерарх, рукоположённый ещё до прихода к власти Мао Цзэдуна, провёл почти полжизни в тюрьмах и трудовых лагерях. Несмотря на весьма преклонный возраст, его смерть вызвала новую волну критики в адрес правящей партии.
С октября 1997 года в тюрьме находится епископ неофициальной Католической церкви Джеймс Су Чжиминь Баодин. Его считают контрреволюционером за отказ сотрудничать с властями и присоединиться к Китайской патриотической католической церкви. В 2015 году католики направили прошение о помиловании Су, но безрезультатно.
— По словам чиновников, епископ является разменной монетой. Его будет сложно отпустить, если отношения между Китаем и Ватиканом не улучшатся, — передаёт Ucanews.
В целом по сравнению с 2013 годом религиозные преследования со стороны властей против христианских общин в 2014-м участились на 153%. Задокументировано 572 случая преследования, в результате которых пострадало 17 884 верующих. Годом ранее эта цифра была в четыре раза ниже. В провинции Чжэцзян за 2014 год было задержано около 80 пасторов легальных и нелегальных общин.
С ростом числа христиан растёт и напряжение между Ватиканом и правящей партией. Весьма вероятно, что Шао будет далеко не последним пострадавшим в этом противостоянии.
Источник: life.ru