ПОЗДРАВЛЯЕМ !!!

В этом году российские католики празднуют 20-летний юбилей восстановления канонических церковных структур, о чем мы подробно рассказывали на нашем портале. Но с этим юбилеем сопряжен еще один – очень важный для верных нашей, Преображенской епархии. 20 лет назад, 16 июня 1991 г., недавно назначенный ординарием Апостольской администратуры для католиков Азиатской части России священник принял епископскую хиротонию.
Вот как рассказывал о своем пути к епископству сам юбиляр (подборку из различных интервью и выступлений Владыки Иосифа сделала Елена Подольская).

Нашел Я мужа по сердцу Моему… (Деян 13,22)

Родился я 4 октября 1952 года в Караганде, в традиционной католической семье. Мои родители, российские немцы, были депортированы в Казахстан детьми – отец из Поволжья в 1931 году, мать – с Украины в 1935. Особенно тяжело пришлось первым, выселенным в 1931 году. Эшелон с переселенными остановился в голой степи. Людям пришлось выгружаться вместе со своими пожитками. Затем поезд исчез вдали, и так был основан новый город – Караганда. Была поздняя осень, суровая зима уже стояла на пороге. Тридцать тысяч людей принялись в буквальном смысле слова вкапываться в землю. Они покрывали ямы ветками кустарников и слоем земли. В этих пещерах депортированные зимовали, многие не перенесли этих тягот…
Много лет спустя отец Александр Хира, униатский епископ в изгнании, 26 лет работавший с немецкими католиками в Караганде, напомнил верующим о «достойных немецких священниках», которые привили народу твердую веру. Этим мученикам он поставил в заслугу, что вера выжила в десятилетия жестоких преследований и притеснений…
Караганда вообще была самым крупным католическим центром в азиатской части СССР. Там после смерти Сталина работали католические священники, которые вышли из Карагандинских лагерей. Были времена, когда их насчитывалось более десяти. Некоторое время они служили нашим людям, затем вернулись к себе на Украину или в Прибалтику, но часть осталась. Когда немцев «сняли» с комендатуры, многие из них поехали именно в Караганду, поскольку слышали, что там есть католические священники. Таким образом, в Караганде сконцентрировались лучшие католические силы.

Крестил меня отец Владислав Буковинский, он же миропомазал меня, а готовили к принятию таинств мама и сестра Гертруда Детцель. Сколько я себя помню, вера была в нашей семье чем-то само собой разумеющимся. Едва я ребенком научился говорить, как мать приучила меня на вопрос: «Кто ты?» – отвечать: «Я христианин-католик!»
В школьные годы христианско-католическая вера прошла через все насмешки и унижения воинствующего атеизма. Но, несмотря на преследования, запреты и издевательства, я не могу припомнить, чтобы мы когда-нибудь находились в подавленном состоянии, чувствовали себя людьми второго сорта или страдали комплексом неполноценности. Быть может, что-то воинствующее наша вера позаимствовала и у противника. «За Бога, Церковь и души» – в этих словах моего епископского герба я уже тогда находил нечто, чему стоило отдать всего себя.
Во время своей двухлетней воинской службы я не забывал о ежедневной молитве и стремился вести христианскую жизнь, но ни в коей мере не был борцом за веру. Мои товарищи знали, что я католик, но конфликтов с начальством по этому поводу не возникало. Могу лишь сказать, что необходимо определенное мужество, чтобы в этих сложных условиях оставаться бескомпромиссно верным Христу.
Хотя я был убежденным католиком, это еще не означало, что я был примерным кандидатом для поступления в духовную семинарию. До поры до времени я никогда всерьез не думал о том, чтобы стать священником.

Я служил под Москвой, в Литве у нас были близкие родственники. Первый раз я побывал в Литве в 1973 году, когда возвращался из армии. Как солдат, я мог дешево купить билет, и не упустил такого случая. Знал, что если сразу вернусь в Караганду, в семью с одиннадцатью детьми, то никогда в жизни не смогу увидеть Литву. И здесь я впервые увидел настоящую церковь, настоящего священника в сутане и так далее (в Караганде всё это было подпольно). И в Литве же я в первый раз услышал, что здесь есть духовная семинария и даже я мог бы поступить в нее….
Решающим импульсом для меня стала проповедь епископа Александра Хиры о достоинстве и святости священнослужения, а также о серьезном кризисе, в который оно впало. Но прежде, чем я мог начать учиться у священника, меня ожидал еще важный разговор с родителями. Разумеется, им потребовалось время, чтобы освоиться с этой новой реальностью. Позже они стали для меня крепкой опорой в моем призвании.

Примерно через год после первого посещения Литвы, когда мое призвание действительно начало вызревать, я написал тому священнику, который дал мне первую информацию после армии. По первоначальному плану предполагалось, что я буду готовиться к священству подпольно: трудно было рассчитывать, что в семинарию в Каунасе примут российского немца из Казахстана. Коммунистический режим, конечно, не хотел, чтобы католичество из Литвы распространялось по всему Союзу. Два года я работал электромонтажником, чтобы легче было поступить в семинарию. Работая где-нибудь при церкви (звонарем, сторожем и тому подобное), я мог иметь больше времени для занятий, но в глазах режима это было бы большим минусом при моем поступлении в семинарию…
В 1979-1984 годах я учился в Каунасской духовной семинарии. После ее окончания был рукоположен и получил первое назначение в Литве. Но уже через год я смог вернуться в Казахстан. Сначала был Актюбинск, в то же время я навещал Орск в Оренбургской области, Омск (это было моим первым знакомством с Сибирью) и Поволжье, где затем три с половиной года работал постоянно. Благодарю Бога, что смог послужить братьям и сестрам в тех местах, где десятилетиями не было священников, предложить им хлеб духовный, дать им опору в этой, полной неуверенности, земной жизни. Уходя из Поволжья, я оставил там половину моего сердца…

Когда 13 апреля 1991 года Святой Отец избрал меня Апостольским Администратором Новосибирска, это было для меня большой неожиданностью. Все мы знали, что, чтобы Церковь Христова воскресла из мертвых, восстала из руин, наряду с молитвами, жертвами, страданиями, понесенными народом Божиим в таком изобилии, нужны и церковные структуры, нужны епископы, и Апостольский Престол не будет медлить восстановить их при первой же возможности… Насколько мог, я откладывал свое назначение, будто надеясь на какое-то избавление от этой чаши, от этого креста… Но это свершилось. Отец Небесный не взял чашу назад. Я – епископ, и это навсегда. Этот знак полноты священства я не могу стереть никогда. И сегодня мне остается лишь подчиниться и благодарить…

Редакция СКГ желает Владыке Иосифу обильного благословения Божия в его нелегком и очень ответственном служении, крепкого сибирского здоровья и еще многих и многих лет плодотворных трудов на благо Преображенской епархии и всей Католической Церкви.

См. также фотогалерею

Молитва святого Петра Канизия за епископов

Всемогущий вечный Боже! Ты поставил над нами епископов для руководства Своей святой Церковью и для единства веры, как преемников апостолов, как стражей и защитников душ.
Молим Тебя, излей на них обилие Своей благодати, настолько действенной, чтобы они всегда были надежными пастырями и неустанно трудились для Твоего прославления и нашего спасения; чтобы они своим словом, а более всего – своим примером в совершенстве исполняли свои обязанности, которые на них возложены; чтобы они хранили чистоту христианской веры от любого заблуждения; чтобы мы под их благословенным руководством всегда могли жить в благочестии, мире и христианской любви. Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна