Послание Папы Франциска на 52-й Всемирный день мира

Послание Папы Франциска на 52-й Всемирный день мира

ЭФФЕКТИВНАЯ СЛУЖИТ МИРУ


1. “Мир дому сему!”

Посылая Своих учеников на миссию, Иисус говорит им: «В какой дом войдёте, сперва говорите: ‘Мир дому сему’; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится» (Лк 10,5-6).

Предложение мира лежит в основе миссии учеников Христа. Это предложение адресовано всем людям, которые надеются на мир посреди трагедий и насилия в человеческой истории.[1] «Дом», о котором говорит Иисус, – это каждая семья, каждая община, каждая страна, каждый континент, в их уникальности и истории; это прежде всего каждый человек, без различий и дискриминаций. Это также наш «общий дом»: планета, на которой поселил нас Бог и о которой мы призваны усердно заботиться.

Пусть это будет и моим пожеланием в начале нового года: «Мир дому сему!».


2. Задача эффективной политики

Мир подобен надежде, о которой говорит поэт Шарль Пеги;[2] он как хрупкий цветок, который пытается расцвести среди камней насилия. Мы знаем: поиск власти любой ценой ведет к злоупотреблениям и несправедливости. Политика является фундаментальным средством построения гражданственности и человеческой деятельности, но когда те, кто ею занимаются, не воспринимают её как служение человеческому обществу, она может превратиться в инструмент угнетения, маргинализации и даже разрушения.

«Кто хочет быть первым, – говорит Иисус, – будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9,35). Как подчёркивал святой Папа Римский Павел VI, «всерьёз относиться к политике на её разных уровнях – местном, региональном, национальном и всемирном – означает подтвердить, что каждый человек обязан признать конкретную реальность и ценность свободы выбора, данного ему для поиска совместного благоустройства города, народа, человечества».[3]

По сути, политическая деятельность и связанная с ней ответственность являются постоянным вызовом для всех, кто получил мандат служить своей стране, защищать её жителей и трудиться над созданием условий для достойного и справедливого будущего. Если политика реализуется с глубоким уважением к жизни, свободе и достоинству людей, она действительно может стать выдающейся формой милосердной любви.


3. Милосердие и человеческие добродетели в пользу политики, служащей правам человека и миру

Папа Римский Бенедикт XVI напоминал, что «каждый христианин призван к такой любви, согласно своей миссии и собственному положению в полисе. <…> Когда нами движет любовь, наша забота об общем благе имеет бóльшую ценность, чем чисто секулярные и политические усилия. <…> Деятельность человека на земле, если она вдохновлена и подкреплена любовью, вносит вклад в возведение вселенского града Божия, к которому движется история человеческой семьи».[4] В этой программе могут найти себя все политики, к какой бы культуре и религии они не принадлежали, которые хотят вместе трудиться на благо человеческой семьи, практикуя человеческие добродетели, лежащие в основе эффективных политических шагов: справедливость, равенство, взаимное уважение, искренность, честность, верность.

В связи с этим заслуживают упоминания «Заповеди блаженства для политика», предложенные вьетнамским кардиналом Франсуа-Ксавье Нгуен Ван Туаном, умершим в 2002 году, который был верным свидетелем Евангелия:

Блажен политик, который высоко осознает и глубоко понимает свою роль.

Блажен политик, личность которого отражает достоверность.

Блажен политик, работающий на общее благо, а не ради собственных интересов.

Блажен политик, остающийся верным и последовательным.

Блажен политик, строящий единство.

Блажен политик, проводящий радикальные перемены.

Блажен политик, умеющий слушать.

Блажен политик, который не боится.[5]

Каждое обновление избираемых должностей, каждые очередные выборы, каждый этап общественной жизни – это возможность вернуться к источнику и отношениям, которые вдохновляют справедливость и закон. Мы уверены, что эффективная политика служит миру; она уважает и поощряет основные права человека, равнозначные взаимным обязанностям, дабы между нынешним и будущими поколениями устанавливалась связь доверия и признательности.


4. Пороки политики

Помимо достоинств, к сожалению, в политике также нет недостатка в пороках, связанных как с личной некомпетентностью, так и с заблуждениями в окружении и в организации. Всем понятно, что пороки политической жизни лишают доверия системы, в которых она вершится, а также авторитет, решения и действия самих политиков. Эти пороки, подрывающие идеал подлинной демократии, являются позором общественной жизни и ставят под угрозу социальный мир: это коррупция – в её многочисленных формах незаконного присвоения общественных благ или эксплуатации людей, это отрицание закона, несоблюдение общественных норм, незаконное обогащение, оправдание власти силой или под произвольным предлогом «национальных интересов», тенденция к увековечению власти, ксенофобия и расизм, отказ от заботы о Земле, неограниченная эксплуатация природных ресурсов из расчёта немедленной выгоды, презрение к тем, кто был вынужден покинуть страну.


5. Эффективная политика способствует вовлечению молодёжи и доверию к другим

Когда осуществление политической власти направлено исключительно на защиту интересов определённых привилегированных лиц, будущее подвергается риску и молодёжь может впасть в соблазн недоверия, поскольку она обречена оставаться на обочине общества, не имея возможности участвовать в проекте будущего. Когда же, с другой стороны, политика конкретно направлена на поощрение молодых талантов и призваний, требующих реализации, мир проявляется в сознании и на лицах людей. Он становится динамичным доверием, которое можно выразить словами: «Я доверяю тебе и верю вместе с тобой» в возможность сотрудничества ради общего блага. Политика способствует миру, если она выражается в признании харизм и способностей каждого человека. «Что может быть прекраснее протянутой руки? Её возжелал Бог, чтобы давать и принимать. Бог не хотел, чтобы она убивала (см. Быт 4,1) или причиняла страдания, но чтобы она заботилась и помогала жить. Помимо сердца и интеллекта, также и рука может стать инструментом диалога».[6]

Каждый может положить свой камень в строительство общего дома. Подлинная политическая жизнь, основанная на законе и лояльном диалоге между субъектами, обновляется убеждением, что каждая женщина, каждый мужчина, каждое поколение содержит в себе обетование, способное высвободить новую реляционную, интеллектуальную, культурную и духовную энергию. Такое доверие никогда не бывает лёгким, ибо человеческие отношения сложны. В частности, теперь мы живём в атмосфере недоверия, коренящегося в страхе перед иным или чужим, в страхе лишиться собственных привилегий и, к сожалению, также проявляющемся на политическом уровне через отношения закрытости или национализма, ставящие под сомнение братство, в котором так нуждается наш глобализированный мир. Сегодня, как никогда, нашему обществу нужны «ремесленники мира», способные быть настоящими посланниками и свидетелями Бога Отца, желающего добра и счастья человеческой семье.


6. Нет войне и стратегии страха

Через столетие после Первой мировой войны, помня о молодёжи, погибшей во время этих боев, и об истерзанном гражданском населении, сегодня более чем вчера мы познаём ужасный урок братоубийственных войн: мир никогда не должен сводиться к балансу сил и страха. Держать другого под угрозой означает видеть в нём лишь объект и отрицать его достоинство. Именно по этой причине мы подтверждаем, что эскалация в плане запугивания, а также неконтролируемое распространение оружия противоречат нравственности и поискам подлинной гармонии. Террор в отношении наиболее уязвимых людей способствует изгнанию целых народов на поиски мирных земель. Нельзя поддерживать политические выступления, склонные обвинять мигрантов во всех бедах и лишать бедных надежды. Следует подчеркнуть, что мир зиждется на уважении к каждому человеку независимо от его истории, на уважении к закону и общему благу, на доверенном нам творении и на нравственном достоянии, переданном прошлыми поколениями.

Кроме того, мы думаем, в особенности, о детях, живущих в зонах нынешних конфликтов, и обо всех, кто берётся защищать их жизнь и права. В мире каждый шестой ребенок поражён насилием войны или её последствиями, если его не делают солдатом или заложником вооружённых групп. Свидетельство тех, кто защищает достоинство детей и уважительное отношение к ним, чрезвычайно ценно для будущего человечества.


7. Великий миротворческий проект

В эти дни мы отмечаем семидесятую годовщину Всеобщей декларации прав человека, принятой после второго мирового конфликта. В связи с этим мы вспоминаем замечание Папы Римского Иоанна XXIII: «Когда в людях пробуждается осознание своих прав, то под влиянием этого не может не пробудиться понимание обязанностей: в тех, кто обладает правами, – обязанности отстаивать свои права как требование и выражение собственного достоинства; в остальных – долга признавать и уважать эти права».[7]

Мир, по сути, является результатом великого политического проекта, основанного на взаимной ответственности и взаимозависимости людей. Но это также вызов, требующий ежедневного принятия. Мир – это обращение сердца и души, и легко распознать три неразрывных аспекта этого внутреннего и общего мира:

мир с самими собой, когда мы отвергаем непримиримость, гнев и нетерпение и, по совету святого Франциска Сальского, проявляем «немного мягкости к себе», дабы предложить «немного мягкости другим»;

мир с другим человеком: знакомым, другом, незнакомцем, бедняком, страдающим, когда мы осмеливаемся встретиться с ним и выслушать послание, которое он несёт с собой;

мир с Творением, когда мы заново открываем величие Божьего дара и часть ответственности, возложенной на каждого из нас, жителя мира, гражданина и деятеля будущего.

Политика мира, которая хорошо знает человеческие слабости и возлагает на себя ответственность за них, всегда может черпать из гимна «Величит душа моя Господа», который Мария, Матерь Христа-Спасителя и Царица мира, воспевает от имени всех людей: «Милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных; <…> воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века» (Лк 1,50-55).

 

Ватикан, 8 декабря 2018.

Папа Римский Франциск


[1] См. Лк 2,14: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

[2] См. Le Porche du mystère de la deuxième vertu, Париж 1986.

[3] Ап. послание Octogesima adveniens (14 мая 1971), 46.

[4] Энц. Caritas in veritate (29 июня 2009), 7.

[5] См. Речь по случаю выставки-симпозиума «Civitas» в Падуе: «30giorni», n. 5, 2002 г.

[6] Бенедикт XVI, Речь к гражданским властям Бенина, Котону, 19 ноября 2011.

[7] Энц. Pacem in terris (11 апреля 1963), 24.

 

Источник: Vatican News

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна