Послание Бенедикта XVI к участникам Митинга Дружбы Народов в Римини
Папа Бенедикт XVI обратился с посланием к участникам XXXIII Митинга Дружбы Народов, проходившего с 18 по 25 августа 2012 г. в итальянском городе Римини. Подобные встречи ежегодно проводятся во второй половине августа под эгидой движения «Comunione e Liberazione».
Досточтимому Брату
Мосеньору Франческо Ламбиази
Епископу Римини
Я хочу адресовать свое сердечное приветствие Вам, организаторам и всем участникам Митинга Дружбы Народов, который собрался вот уже в 33-й раз. Тема, избранная в этом году: «Сущностью человека является связь с бесконечным», особенно значима в преддверии начала Года Веры, который я объявил в ознаменование 50-ой годовщины открытия II Ватиканского Собора.
Говорить о человеке и его тоске по бесконечному – это значит, прежде всего, осознать его основополагающую связь с Создателем. Человек есть творение Божие. Сегодня это слово – творение – воспринимается как что-то пассивное: мы привыкли видеть в человеке самодостаточное существо и хозяина собственной судьбы. Считать человека творением выглядит еще и «неудобным», поскольку этим подразумевается необходимое существование чего-то еще, а, лучше сказать, Кого-то еще, кого человек не может контролировать, но кто существенным образом определяет человеческую идентичность, идентичность через отношения, первый элемент которых – изначальная и онтологическая зависимость от Того, Кто возжелал нас и сотворил нас. Между тем, эта зависимость, от которой современность и современный человек пытаются освободиться, не только не отменяет или уменьшает, но напротив, ярко демонстрирует величие и высочайшее достоинство человека, призванного в жизнь, чтобы вступить в отношения с самой Жизнью, с Богом.
Сказать, что «сущность человека лежит в его отношении с бесконечностью», это то же самое, что утверждать, что каждый человек был сотворен, чтобы он мог вступить в диалог с Бесконечным. В начале истории мира Адам и Ева – плод акта Божией любви, сотворенные Богом по Его образу и подобию – чьи жизнь и отношения были определены Создателем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1,27). И корень первородного греха – как раз в решении наших прародителей, пожелавших избегнуть этих фундаментальных отношений, присвоить себе место Бога в убеждении, что можно прожить и без Него. Но даже после грехопадения жгучее желание диалога остается в человеке, подобно клейму, выжженному в человеческих душе и теле самим Создателем.
Псалом 63 (62) позволяет нам коснуться самой сути этого дискурса: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (стих 2). Не только моя душа, но и каждая частичка моей плоти устроены таким образом, чтобы найти свое умиротворение и свое исполнение в Боге. И это стремление не может быть изъято из человеческого сердца, даже когда человек отворачивается от Бога или отрицает Его. Жажда бесконечного, изначально присущая человеку, никуда не девается. Но, отвергнув Бога, человек пускается в отчаянные и бесплодные поиски «ложных бесконечностей», которые могли бы принести хотя бы временное удовлетворение. Сердечная жажда и страстное томление тела, о которых говорит псалмопевец, не могут быть устранены, и поэтому человек, сам того не сознавая, мечется в поисках Бесконечного, но совершенно не в том направлении, находя утешение то в наркотиках, то беспорядочных сексуальных связях, то во всеобъемлющих технологиях, то в погоне за успехом любой ценой, а то и в иллюзорных формах религиозности. Даже хорошие вещи, сотворенные Богом, чтобы помочь человеку на пути к Нему, мы рискуем порой абсолютизировать, превращая их тем самым в идолов, замещающих Создателя.
И тогда признать, что каждый человек сотворен для бесконечности, означает пойти путем очищения от всего того, что мы назвали «ложной бесконечностью», путем обращения сердца и ума. Необходимо устранить все ложные искушения бесконечностью, которые обольщают и порабощают человека. Чтобы и в самом деле найти себя и свою идентичность, чтобы жить в соответствии со своей природой, человек должен обратиться и признать, что он – зависимое от Бога творение. Возможность жить по-настоящему свободной и полной жизнью связана с осознанием той зависимости, которая, в конечном итоге, сводится к счастливому открытию того, что все мы – дети Божии. Интересно, что св. Павел в своем Послании к Римлянам усматривает противоположность рабства не в свободе как таковой, а в факте получения Святого Духа, Которым мы становимся детьми Божьими и Который позволяет нам взывать: «Авва, Отче!» (ср. Рим 8,15). Апостол язычников упоминает «дурное» рабство: рабство греху, закону, плотским страстям… Но этим видам рабства он противопоставляет не внутреннюю автономию, а «рабство Христу» (ср. Рим 6,16-22), и себя называет «Павлом, рабом Иисуса Христа» (Рим 1,1). Ключевой момент – не в устранении зависимости, носящей основополагающий в человеческой жизни характер, но переориентировать эту зависимость на Того, Кто один в силах сделать нас подлинно свободными.
Но в этот момент возникает вопрос. Не является ли для человека структурно невозможным соответствовать своей собственной сущности? И разве эта жажда бесконечного, из-за которой человек постоянно чувствует себя неудовлетворенным, в действительности может быть удовлетворена? Так сформулированный вопрос подводит нас вплотную к сущности христианства. Фактически Сам Бесконечный, чтобы сделать Себя ответом, который человек мог бы воспринять, принял конечную форму. С момента Воплощения, с того момента, с которого Слово стало плотью, Он упразднил непреодолимую пропасть между конечным и бесконечным: вечный и бесконечный Бог оставил Свои небеса и вступил в поток времени; Он погрузил Себя в человеческую конечность. Отныне на путях жизни и мира ничто уже не является чем-то банальным или малозначущим. Человек сотворен для бесконечного Бога, ставшего плотью, чтобы возвести нашу человечность на высоты собственного Божественного бытия.
И таким образом мы открываем самое подлинное измерение человеческой экзистенции, которое Божий Слуга Луиджи Джуссани определил следующим образом: жизнь как призвание. Абсолютно всё, все наши отношения, все наши радости, но и все трудности, в конечном счете становятся возможностью для того, чтобы вступить в отношения с Бесконечным. Они – голос Бога, которым Тот призывает нас к Себе, приглашает возвести очи к небу, чтобы обрести полное исполнение нашей человечности в принадлежности Ему. «Ты сотворил нас для Себя, — написал св. Августин, — и беспокойны сердца наши, пока не упокоятся в Тебе» («Исповедь» I, 1,1). Мы не должны бояться вопросов, которые Бог задает нам через обстоятельства нашей жизни, даже если Он призывает нас посвятить себя специальным формам следования за Христом и подражания Ему, в священстве или монашестве. Господь, призывая некоторых полностью последовать за Собой, призывает всех без исключения осознать собственную сущность как сущность человеческого существа: мы сотворены для Бесконечного. В Боге – счастье нашего сердца и наша полная человеческая самореализация. Так давайте же помолимся, чтобы нам вступить в эти отношения и пребывать в вере, отличавшей святых, чтобы нам обнаружить доброе семя, посеянное Господом вдоль пути нашей жизни, и радостно держаться своего призвания.
В надежде, что это краткое послание может быть полезным всем, кто принимает участие в Митинге, я солидаризуюсь с вами в молитве и рассчитываю, что ваши размышления в течение этих дней помогут всем утвердиться в неколебимости и радости веры.
Вам, Досточтимый Брат во епископстве, лидерам и организаторам мероприятия, как и всем на нем присутствующим я от всего сердца преподаю специальное Апостольское Благословение.
Из Кастель Гандольфо, 10 августа 2012 г.
PP. Benedictus XVI
Источник: Zenit
Перевод СКГ