В Мариинском театре поставили спектакль о трех святых Петербурга
Новая сцена Мариинского театра представила пасхальную премьеру — постановку «Небесные Серафимы», посвященную святым покровителям Северной столицы. Герои этой музыкальной истории связаны не только именем высшего ангельского чина, но и неожиданными переплетениями судеб, изменивших, возможно, саму историю России.
В этом году Петербург празднует сразу две важные даты: 150-летие преподобного Серафима Вырицкого и 160-летие священномученика митрополита Серафима Петроградского. И если кому-то имена этих святых незнакомы, то о третьем герое новой постановки наверняка слышал каждый — это преподобный Серафим Саровский.
— Когда мы начали работать над сценарием, сразу поняли, что главным будет имя Серафим. Все участники нашей истории прожили долгую, удивительную жизнь. У нас была замечательная тема, огромное количество материала, — рассказывает режиссер-постановщик спектакля Алена Поликовская.
Связи между героями неочевидны только на первый взгляд: так, оба петербургских подвижника были наречены в честь саровского чудотворца. Серафим Вырицкий повторял его подвиг, молясь на камне о победе русского народа в Великой Отечественной войне, а Митрополит Петроградский был главным идеологом канонизации подвижника в 1903 году. Удивительно, но с Северной столицей у Серафима Саровского есть своя «ниточка»: хоть в тогдашней столице Российской империи он ни разу не бывал, второе обретение мощей святого случилось именно здесь, в Казанском соборе. Все эти факты зритель узнает с помощью архивных фотографий и исторических документов из фондов библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии, оживших картин, видеоинсталляций и, конечно, музыки.
— Ведь сам проект начался с видения Андрея Петренко, главного хормейстера Мариинского театра. Без музыкального языка смыслы, которые мы хотим донести до людей, просто не воплотились бы. Мы вместе переживали, чувствовали каждую из этих трех историй, а потому наши усилия не определить ни потраченным временем, ни вложенной энергией, — говорит ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров.
В концерте задействованы сразу несколько коллективов: хор духовенства и женский хор Санкт-Петербургской митрополии, детский хор Санкт-Петербургской епархии, а также хор и симфонический оркестр Мариинского театра. Причем исполняют они не только церковную музыку — наравне с распевами «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» со сцены звучат произведения Баха, Свиридова, Прокофьева и даже настоящие колокольные перезвоны. А неразрывную связь между временами и поколениями, людьми и ангелами объясняют тексты, чередующиеся с музыкальными номерами.
Источник: «Российская газета»