Петр Сахаров: католические мессы писали и православные композиторы
Об особенностях музыкальных традиций в католической церкви, о музыке в храмах в Страстную и Светлую седмицы, о взаимном влиянии христианства на Востоке и Западе рассказал в интервью РИА Новости член международной музыкально-литургической ассоциации Universa Laus, преподаватель литургики в Институте философии, теологии и истории св. Фомы, кандидат филологических наук Петр Сахаров.
— Петр Дмитриевич, есть ли у католиков единая литургическая традиция музыкального сопровождения богослужений в пасхальный период?
— Вряд ли можно говорить о единой музыкальной традиции у католиков, потому что католическая церковь вообще представляет многообразие традиций. Существуют восточные католические церкви различных обрядов — например, византийского, в котором богослужение почти ничем не отличается от православного, или армянского обряда, в котором богослужение почти ничем не отличается от армянской апостольской церкви.
Но когда мы говорим о католической церкви, то мы, конечно, в большинстве случаев предполагаем ту традицию, которой придерживается большинство католиков в мире — традицию римского обряда.
Трудно говорить о единстве традиций, потому что этот обряд распространен во многих странах — и в Европе, и в Латинской Америке, и в Азии, и в Африке — со своими традициями. И богослужения, литургически единые, сильно отличаются в разных странах музыкальным сопровождением. Так что единой музыкальной традиции у католиков нет.
— То есть музыка во время богослужений — не только пасхального периода, но и всего литургического цикла — больше зависит от этнических и культурных традиций, нежели от литургической дисциплины Церкви?
— Да, конечно, именно так. Даже в одном и том же городе могут быть приходы, больше тяготеющие к традиции, где звучит орган и музыка позапрошлых веков, и приходы, предпочитающие современную музыку, где звучат гитара и бубны.
— Есть ли какие-то хотя бы минимальные требования к литургической музыке в римском обряде — например, недопустимые инструменты и запрещенные тексты? Есть ли какой-то корпус предписаний?
— По большому счету его нет. Есть мифы о том, что какие-то инструменты запрещены, но это только мифы, поддерживаемые, как правило, консерваторами. У католиков нет запрещенных музыкальных инструментов.
— В чем особенности музыкального сопровождения богослужений Страстной и Светлой недели?
— Начиная с Вербного воскресенья — входа Господня в Иерусалим, верующие вспоминают день за днем события, описанные в Евангелиях.
Священное пасхальное триденствие в римском обряде начинается с богослужения тайной вечери в Великий четверг, продолжается в Страстную пятницу воспоминание суда над Христом, страданий, смерти на кресте и погребения, а вечером Святой субботы начинается пасхальная ночь.
В это время в большинстве католических регионов (хотя тоже не везде) соблюдается единая традиция: во время богослужения Великого четверга прекращается музыкальное сопровождение. В начале звучат орган, колокола и алтарные колокольчики, а после определенного песнопения все это смолкает на несколько дней — до навечерия Пасхи. Алтарные колокольчики заменяются глухими деревянными колотушками, и есть города, где звучат билы — большие деревянные пластины, которые звучат глуше, чем колокола (тембр и даже высота звука может у разных бил различаться). Например, в Вене в Михайловской церкви в Страстную пятницу и Великую субботу в полдень звонят — лучше сказать бьют — не в колокола, а в билы.
Вплоть до пасхальной ночи все пение ведется а капелла. Богослужение становится более аскетичным, отсутствие звука подчеркивает иссякание природных стихий: со смертью Христа творение некоторым образом умирает вместе с ним, чтобы потом, в Его воскресении началось новое творение, когда в храмах вновь звучат фанфары, орган, колокола и колокольчики и все музыкальные инструменты.
— А если кто-то в Страстную пятницу играет на органе — это будет нарушением канонов?
— Это будет нарушением традиции, но не каноническим проступком. Однако есть города, где этой традиции умолкания музыкальных инструментов никогда не было. Например, Париж никогда ее не знал и не знает сейчас — вы можете услышать в этом городе орган в Страстную пятницу.
В традиции римского обряда есть еще одна особенность — на протяжении всего Великого поста не поется и не произносится возглас «аллилуйя». И это совершенно непонятно православным, потому что в византийской традиции наоборот — Великим постом «аллилуйя» звучит чаще, чем в любое другое время. В западном сознании «аллилуйя» особым образом связано с радостью и весельем, поэтому во время Великого поста (а раньше — и на заупокойных службах) это слово исключалось.
Празднование Пасхи начинается традиционно с того, что перед чтением Евангелия о воскресении Христа троекратно возглашается — священником или диаконом, или певчим — «аллилуйя», причем обычно этот возглас поется наиболее торжественным образом — на сложную григорианскую мелодию с музыкальными украшениями, мелизмами. Слово «аллилуйя» добавляется ко многим песнопениям пасхального времени.
Можно даже сказать, что на Западе «аллилуйя» — это как «Христос воскресе» на Востоке. Это, выражаясь современным языком, своеобразный «маркер» Пасхи — его можно увидеть на открытках, и на растяжках на улицах, и на плакатах в храмах.
В России на Пасху любят исполнять «Аллилуйя» из оратории Генделя «Мессия».
— А кто из великих композиторов писал для богослужений Страстной и Светлой седмицы? Какие из них исполняются в наше время?
— Как ни странно, из месс, написанных великими композиторами, именно для дня Пасхи предназначались лишь единицы. Я бы назвал прежде всего мессу Моцарта, которую мы знаем как «Коронационную» (это название не принадлежит автору, оно «прилепилось» к этому произведению позже). Неудивительно, что в некоторых храмах, которые располагают хорошими музыкальными ресурсами (в той же Вене), в день Пасхи поется именно эта месса.
Шарль Гуно написал торжественную мессу ми-бемоль мажор также к торжеству Пасхи. Довольно известна трехголосная месса Сезара Франка — но не на сам день Пасхи, а на вторник Светлой седмицы.
Что касается Страстной недели, то здесь есть несколько жанров. В Вербное воскресенье и в Страстную пятницу читаются Страсти Христовы по одному из евангелистов (в Вербное воскресенье — по Матфею, Марку или Луке, в Страстную — всегда по Иоанну). Согласно довольно древней традиции Страсти читаются нараспев — на определенные мелодии и раскладываются по ролям: текст евангелиста поет один из служителей, другие роли исполняют другие служители, а слова Христа, как правило, поет священник. У лютеран на этой основе сложился жанр страстей с ариями, дуэтами, хоралами, и широко известные «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Баха как раз принадлежат этому жанру.
В западной традиции в дни Страстной седмицы проводились различные благочестивые упражнения, посвященные Страстям Христовым, в том числе и концерты духовной музыки по вечерам, сопровождаемые размышлениями и молитвой. Церковь всячески их поощряла, что способствовало развитию различных музыкальных жанров Страстной седмицы. Для этих концертов писались произведения на некоторые тексты, например на средневековый латинский текст о стоящей у подножия креста Божией Матери Stabat Mater, который развился в отдельный жанр.
Stabat Mater написали многие композиторы. Наиболее известное произведение в этом жанре написал Перголези, есть Stabat Mater Россини, есть Stabat Mater Дворжака и других композиторов мировой величины.
Еще еще один жанр: «Семь слов Иисуса с креста» — то есть те семь речений, которые, согласно Евангелиям, Господь произнес, будучи распятым на кресте. Здесь есть и хоровые, и инструментальные произведения. Гайдн, например, первоначально написал для струнного квартета, потом переложил это для хора и для оркестра.
Вообще говоря, паралитургические — вне богослужений — практики пользовались большой популярностью у верующих во время подготовки к Пасхе. В Испании и Италии были целые братства, которые занимались подготовкой шествий, процессий со статуями и хоругвями, поклонений и иных манифестаций благочестия. Об этом, в частности, рассказывается в опере Пьетро Москаньи «Сельская честь», где действие происходит в сицилийском селе в день Пасхи. И там есть ставший очень популярным момент, когда идет утренняя процессия с пением гимна Regina Caeli (Царица небесная) — пасхального песнопения, обращенного к Богородице). Интересно то обстоятельство, что в некоторых храмах этот гимн из оперы стали исполнять во время богослужений. Эту оперу, кстати, великолепно экранизировал Франко Дзеффирелли с нашей покойной уже Еленой Образцовой в главной женской роли и Пласидо Доминго в главной мужской…
— Высокие образцы — это замечательно. А что делать на Пасху благочестивым католикам римского обряда, лишенным музыкального слуха и голоса? Нет ли проблемы в том, что народ Божий в массе своей не может поддержать своим пением хор за отсутствием необходимых даров?
— Я думаю, что в общецерковных масштабах такой проблемы нет. Тем более что в ходе литургической реформы после Второго Ватиканского собора полвека назад взят курс на то, чтобы верующие максимально участвовали в богослужениях, в частности посредством пения. В связи с этим резко возросло число песнопений, которые могут исполнять люди без выдающихся музыкальных способностей.
Есть, конечно, опасность того, что при этом высокие образцы из сокровищницы музыкальной культуры будут забыты, и, надо признать, что в некоторых местах этот процесс идет. Но есть и другая крайность: исполняется музыка средневековья, и община в богослужении музыкально участвовать не может.
Однако во многих приходах — и это заслуживает похвалы — выдерживается какой-то баланс: исполняется и что-то лучшее из наследия, и песнопения, в которых участвует вся община. В самых известных храмах Европы — соборе Парижской Богоматери в Париже, соборе святого Петра в Риме, соборе святого Стефана в Вене, в Кельнском соборе — органично и естественно сочетается и то и другое. И наследие не будет забыто, и при этом церковь не будет превращаться в музей.
— В чем музыкальная разница между празднованием Пасхи в римском и византийском обрядах?
— Влияние Запада на православную музыку было очень сильным. В России работали при дворе итальянские композиторы, были и польские влияния, и немецкие влияния… Но и Запад очень много заимствовал с Востока. Скажем, в той же Франции во время католических богослужений можно услышать на французском языке адаптированные православные песнопения.
И православные композиторы писали католические мессы. Стравинский, который до конца жизни оставался православным, в эмиграции написал несколько месс, которые вполне литургичны, они исполняются до сих пор. Другой великий русский композитор, который писал мессы, оставаясь православным, — это Гречанинов. Он, кстати, экспериментировал, пытаясь вводить в православную музыку инструменты, сопровождающие пение, но эта практика не прижилась.
Поэтому самым заметным различием в литургической музыке Запада и Востока до сих пор остается использование в римском обряде музыкальных инструментов, что немыслимо на Востоке.
— Каков уровень музыкально-литургической культуры в российских католических приходах римского обряда?
— К моему великому стыду, я только понаслышке знаю о том, что происходит за пределами Москвы, поэтому я не могу об этом судить в полноте своей информированности.
В двух центральных храмах столицы — и в кафедральном соборе на Малой Грузинской, и в храме святого Людовика на Лубянке — сейчас можно услышать службу с хорошим хором и с хорошей, профессиональной игрой на органе. Насколько мне известно, не только в московских храмах уровень музыки высок.
В минувшие годы основные службы священного пасхального триденствия, включая день Воскресения Христова, главные богослужения сопровождались хорошим пением, в котором сложные классические произведения органично сочетались с теми, которые посильны для исполнения всей общине. Надеюсь, что в этом году эта традиция будет продолжена.
Беседовал Виктор Хруль.