Пасхальная проповедь Владыки Иосифа Верта. 30-31 марта 2013 г.

Дорогие братья и сестры во Христе!

С сегодняшними священнодействиями: литургией света, пасхальным воззванием exultet, литургией слова, мы уже вступили в радость Пасхи! Об этом нам напомнило и торжественное, трехкратное «Аллилуйя» перед Евангелием. Итак, возрадуемся все!

Христос воскрес! – Воистину воскрес!

Этим пасхальным приветствием я обращаюсь в Год Веры к вам, чтобы утвердить вас в вере в воскресшего и постоянно живущего Иисуса Христа. Всякий раз, когда после суровой зимы природа просыпается к новой жизни и всё живое торжествует, радуясь весне, Церковь празднует Пасху. Кажется и в этом году, несмотря ни на что, весна наконец вступает в свои права.

Праздник Пасхи – Воскресения Христова – всегда был самым радостным и светлым праздником верующих христиан, даже в годы воинствующего атеизма. И никакие милицейские наряды у входа в церковь не могли отнять этой радости. Наши бабушки и дедушки, наверное, еще помнят то время. Их с каждым годом остается всё меньше и меньше. Я, как и многие из вас, вспоминаю празднование Пасхи в детстве, как будто это было вчера. Я помню один такой праздник Пасхи в далекие 60-е годы в своей родной общине. Так как не было священника, молитвы и песнопения возглавила сестра Гертруда. Она же сказала короткое и простое, но очень сердечное и радостное слово к Евангелию. До сих пор помню эти слова: «Иисус воскрес и Его преображенное Тело покинуло гроб с той же легкостью, с какой луч света проходит через прозрачное стекло. Тело Иисуса Христа легко прошло сквозь тяжелый камень, закрывавший гроб». И сотни людей плакали от радости.
Позже я видел эти слезы радости еще много раз. Ни в какие другие церковные праздники этого не было, даже в красивейший праздник Рождества, но именно на Пасху. Потому что воскрес Христос! В самой отчаянной ситуации – в смерти – Он одержал победу! Он воскрес из мертвых и дал надежду нам!
Христос дает нам надежду, когда кажется, что все и вся нас оставили и предали, когда кажется, что всё пропало, когда бессильны политика, суд, медицина… Иметь надежду, не терять ее ни за что, призывает нас Святой Отец, Папа Римский Франциск уже в первых своих проповедях и обращениях.

Вера в Воскресение – это основа, фундамент, на котором стоит Церковь, на котором стоит твердость мучеников, свидетельство исповедников, надежда гонимых и угнетенных, победа жизни над смертью. Вера в Воскресение освещает темноту крестного пути в нашей земной жизни и придает смысл всему происходящему вокруг нас. Как пишет апостол Павел в Послании к Корнфянам: «…Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор 15,14.20).
Человек должен найти смысл своего существования. Осознание смысла жизни является внутренним двигателем всей нашей деятельности и, если этого смысла нет, то, как гласит простое правило философии, «из ничего ничто не происходит» (ex nihilo nihil fit). Без смысла жизнь застывает, останавливается. Жизнь без веры в Воскресение и вечность – это жизнь без смысла, без внутренней силы, это работа без вознаграждения, пустота сердца, черная пропасть, в которую человеку не хочется упасть.
К печальному результату пришел немецкий философ XIX века Ницше. В своей книге «Так говорит Заратустра» он хотел доказать, что Бога нет. Заканчивается книга печальным выводом: «Бог умер, а значит, Он не существует. Теперь уже человек – вершина космоса, и он сам себе Бог». Однако после этих слов Ницше ставит себе вопрос: но как жить дальше? Если Бог не существует, то для кого мы будем строить соборы, для кого сочинять песни, в честь кого устраивать праздники, для чего жить? Всё без смысла! Человеку остается лишь отчаяние и тьма. При таком выводе почти закономерен и печальный конец самого философа Ницше: он покончил жизнь самоубийством.

Смысл всего сущего вложен в творение нашим Творцом и Богом. Задача человека – найти этот смысл и принять его, включить в канву своей жизни. Часто человек пытается изменить структуру жизни, план Бога. Но это невозможно.
В иерархической структуре мира всё направлено к человеку. Неживые элементы природы – почва и вода – дают жизнь растениям, они, в свою очередь, служат пищей для животного мира, а растения и животные питают человека. Человеку дано господствовать над всем остальным творением. Он соединяет в самом себе смертное и бессмертное, инстинкт и разум и, таким образом, представляет собой образ всего творения, «малый мир», созданный для Бога. Святой Августин говорит: «Для Себя Ты создал нас, Боже, и беспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Если кто пробует изменить эту структуру, этот порядок, тот хочет изменить, перевернуть и поставить на голову весь мир с его тысячелетней историей и жизнью, тот хочет ввести народы в тупик безнадежности.

Дорогие братья и сестры, мы живем в среде, которая отмечена десятилетиями атеизации, вытеснения Бога и Его влияния из нашей жизни. Сегодня этот процесс продолжается под другим именем, именем секуляризации, обмирщения. Наше общество должно проснуться от этого бессмысленного сна, чтобы найти путь в будущее. Сегодня, как и в начале христианской эры, нужны свидетели Воскресения Иисуса. Чтобы стать таким свидетелем, нужно встретиться в своей жизни с живым, воскресшим Иисусом Христом, как встретились с Ним Его Преблагая Матерь, Магдалина, апостолы и другие люди.
Встретиться – значит открыть свое сердце истине, которую проповедует Церковь; очистить сердце в покаянии и принять Евхаристического Иисуса; молиться, разговаривать с Богом по примеру учеников из Эммауса и таким образом укреплять свою душу духовной радостью для бодрствования и борьбы.
Как мы знаем из Евангелия, были непосредственные свидетели, которые собственными глазами видели воскресшего Иисуса Христа. Но были и есть свидетели свидетелей. Они приняли свидетельство от других, уверовали в него и сделали его своим. О таких исповедниках веры Господь сказал: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие…»

Оглянемся назад и вспомним тех людей, через которых мы пришли к вере. Чаще всего это были мама или бабушка, священник или сестра-монахиня, но иногда и просто рядом стоящий, рядом работающий, рядом живущий человек. Их простое слово: «Приди и увидишь», – заставило перешагнуть порог храма, а благодать сделала остальное. В другом случае, может быть, не хватило одного слова: «Приди». Только глубокая вера и христианские добродетели самого свидетеля могли растопить лед неверия и сомнений.
Быть такими свидетелями в миру я призываю вас всех!

Однажды в храм пришла женщина и спросила: «Когда у вас бывает очень много людей?» Дело в том, что она хотела приобщить к вере близкого родственника, и ее логика была проста: увидев веру многих людей, ее родственник легче найдет путь к Богу. Как просто порой – иногда уже одним прилежным посещением воскресной Мессы – дать миру свидетельство о Христе, свидетельство своей веры!
Но пусть мы не увидим, как по нашему слову толпы людей направятся в храм, – вера иногда рождается медленно в сердцах людей, как дрожжи постепенно изменяют тесто. Часто и священнику бывает не дано испытать радость быстрого и видимого успеха. Но мы можем быть уверены, что наше свидетельство, свидетельство нашей веры, нашей надежды, нашей любви не останется бесплодным. Благодаря свидетельству мучеников первых веков нашей эры языческий Рим стал христианским; благодаря свидетельству мучеников и страдальцев за веру в XX веке в нашей стране сегодня вновь открываются храмы и строятся новые храмы; благодаря свидетельству веры наших родителей и прародителей мы сегодня вновь находим путь к Богу.

Всем верующим и неверующим я желаю в это пасхальное торжество радостной встречи с Воскресшим Господом! Пусть благодать искупления наполнит ваши сердца уверенностью и светом, с помощью которого человек видит за пределами времени, за горизонтами мира, за границами собственного разума!
Аминь.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна