Папа: веру и нравственность можно понять только в пути
Народ Божий всегда находится в пути, чтобы постоянно углублять свою веру. Это подчеркнул Папа Франциск во время проповеди на Мессе 11 мая в Доме Святой Марфы. Папа прокомментировал первое чтение дня из Книги Деяний апостольских: Павел рассказывает историю спасения вплоть до Иисуса.
«Бог явил Себя в истории», — подчеркнул Папа. Спасение имеет долгую и великую историю. В первом чтении апостол Павел, говоря об Иисусе, начинает с незапамятных времен, когда Народ Израилев вышел из Египта. «Божье спасение – это путь к полноте времен», путь, проделанный со святыми и грешниками. Господь ведет Свой народ через хорошие и плохие моменты, через свободу и рабство, к полноте времен: Он ведет народ ко встрече с Господом, явившимся в Иисусе. Но и на этом все не заканчивается: Иисус оставляет нам Святого Духа. Именно благодаря Духу мы постигаем послание Иисуса о том, что «начинается второй путь». На этом пути Церковь идет вперед – «со многочисленными святыми и грешниками, между благодатью и грехом, — Церковь идет вперед».
Странствие Народа Божьего было проделано для того, чтобы «понять и углубить личность Иисуса, углубить веру», а также для понимания нравственности и заповедей. То, что когда-то казалось нормальным и не было грехом, сегодня – смертный грех:
«Подумаем о рабстве: когда мы ходили в школу, нам рассказывали о том, как рабов уводили из одного места и продавали в другое, как в Латинской Америке рабы продавались и покупались: это смертный грех. Мы говорим так сегодня. Тогда же было иначе, напротив, некоторые утверждали, что это допустимо, потому что у этих людей нет души! Но необходимо было проделать путь, чтобы лучше постичь веру, чтобы лучше понять нравственность. Казалось бы, благодарение Богу, сегодня нет рабства. Есть, и больше, чем в те времена! Но по крайней мере мы знаем, что это тяжкий грех. Мы проделали путь: точно так же, смертная казнь считалась когда-то нормальной, сегодня же мы утверждаем, что смертная казнь недопустима».
То же самое можно сказать и о религиозных войнах. Посреди всех этих перипетий веру и нравственность нам проясняли святые, в том числе «сокрытые святые». Церковь полна таких святых, подчеркнул Папа, и эта святость позволяет нам идти вперед, по направлению ко второй полноте времен, когда Господь придет и будет всем во всех. Таким образом, подвел итог Св. Отец, Бог пожелал явить Себя народу на протяжении пути.
«Народ Божий пребывает в странствии. Когда Народ Божий останавливается, он замыкается в своем хлеву, как ослик: не понимает, не продвигается вперед, не углубляет веру, любовь, не очищает душу. Но существует и третья полнота времен – наша собственная. Каждый из нас идет по дороге к полноте собственного времени. Каждый из нас придет к цели к моменту полноты времен, когда жизнь завершится и произойдет встреча с Господом. Это и есть наш личный момент, который мы переживаем на втором пути – пути ко второй полноте времен Народа Божьего. Каждый из нас находится в пути. Давайте не забывать об этом: апостолы, первые проповедники, должны были объяснить, что Бог возлюбил и избрал Свой народ в пути».
Папа добавил, что одним из шагов на пути ко встрече с Господом является исповедь. На исповеди, помимо стыда за наши грехи, мы понимаем, что делаем шаг к полноте времен. Просить прощения у Бога нельзя «автоматически»:
«Нужно понимать, что мы в пути, посреди странствующего народа, и однажды – быть может, сегодня, завтра или через тридцать лет – окажемся лицом к лицу с тем самым Господом, Который не оставляет нас в одиночестве, а сопровождает. Ответьте: когда вы идете на исповедь, думаете ли вы об этом – о том, что вы в дороге, о том, что вы делаете шаг к Господу, к своей личной полноте времен? Это и есть великое деяние Божьего милосердия».
Источник: Радио Ватикана