Папа: открытость к Божьему спасению открывает двери к другим людям
19 октября Папа Франциск совершил в ватиканской часовне утреннюю Мессу и в своей проповеди прокомментировал евангельское чтение от святого Луки. Епископ Рима отметил, что книжники и фарисеи считали себя праведниками, однако на деле они «похищали познание» Закона и истины, вследствие чего сами не входили в Царство Божье и не позволяли в него войти другим:
«Эта утрата способности к пониманию Божьего откровения, к пониманию сердца Всевышнего и Божьего спасения — ключа к познанию — было, можно сказать, очень серьёзной забывчивостью. Человек забывает о безвозмездности спасения, не помнит о Божьей близости и милосердии. Но те, кто забывают о бесплатности спасения, о близости и милосердии Бога, отбирают ключ к познанию».
Книжники и фарисеи забыли о безвозмездности, подчеркнул Епископ Рима: Божью инициативу спасения человечества они превратили в безразмерный юридический кодекс и таким образом оказались лишёнными силы Божьей справедливости. Однако право и Закон, отметил Папа, всегда «являются ответом на свободную любовь Бога», которая взяла на себя «инициативу» нашего спасения. Забывая о безвозмездности спасения, мы «теряем ключ к пониманию истории спасения», губим «чувство близости Бога». Для новозаветных книжников и фарисеев Всевышний был законодателем, но вовсе не Богом откровения, Который всегда сопровождает Свой народ. Отдаляясь от Бога и теряя Его близость, люди начинают верить, что для спасения достаточно одного исполнения Закона.
Папа Франциск подчеркнул, что если человек теряет близость к Богу, если он не молится, то он «не может преподавать доктрину», не может заниматься богословием и тем более богословием нравственным. Богословие творится на коленях, в постоянной близости с Богом, подчеркнул Святейший Отец.
Близость к Господу восходит к своей наивысшей точке — к распятому Иисусу, и мы, по словам апостола Павла, оправданы кровью Христа. Поэтому, отметил Папа, «мерилом исполнение закона» являются дела милосердия, так как они касаются самой плоти Господа, «прикасаются к духовным и телесным страданиям Христа в человеке». Но когда ключ к познанию этих истин теряется, неизбежно приходит внутреннее разрушение и испорченность, отметил Епископ Рима, обращая мысль к ответственности пастырей Церкви: когда пресвитеры и епископы теряют «ключ от разума», они закрывают тем самым двери перед собой и перед другими людьми:
«У себя на родине я не раз слышал о приходских настоятелях, которые отказывались крестить детей матерей-одиночек, ибо эти младенцы не были рождены в каноническом браке. Пастыри закрывали двери, возмущали Народ Божий, и почему же? Потому что сердца этих настоятелей потеряли ключ к познанию. Не так давно — три месяца назад — в одной стране, в некоем городе, одна мама хотела крестить своего новорождённого сына, причём состояла она в гражданском браке с разведённым. Настоятель ей тогда ответил, что ребёнка её он окрестит, но поскольку муж этой женщины — разведённый, то во время крещения ему запрещено находиться в храме: пусть постоит за дверью. Такое происходит в наши дни. Книжники и фарисеи жили в далёком прошлом, но и сегодня их очень много. Вот почему нужно молиться о нас, пастырях. Молиться, дабы мы не теряли ключ к познанию и не закрывали двери перед собой и перед людьми, которые хотят войти».
Источник: Радио Ватикана