Папа: «Не всё, что технически возможно, этически приемлемо»

Папа: «Не всё, что технически возможно, этически приемлемо»

18 ноября обратился с приветственным словом к членам Папского совета по культуре, которые в эти дни принимали участие в пленарной ассамблее на тему «Будущее человечества: новые вызовы антропологии».

В своей речи Святейший Отец отметил, что современный прогресс в области генетики, нейрокогнитивных наук и искусственного интеллекта может навести на мысль, что мы находимся «почти на заре новой эры и рождения нового человека, который превосходит все прежние знания о нём». Нынешние вопросы и проблемы велики и серьёзны, и человечество с тревогой представляло их в произведениях научной фантастики. Поэтому , которая внимательно следит за радостями, надеждами и опасениями современников, посвящает свои размышления человеческой личности и тому, что с ней связано.

В Библии нередко звучит вопрос о том, кем же является , и там же, начиная с Книги Бытия до Откровения, звучит ответ антропологического характера. Этот ответ касается отношений между творением, Божественной трансцендентностью и человеком, а также свободы нравственного выбора. Такой взгляд до сих пор не утратил своей актуальности, однако наша эпоха требует дальнейшего углубления великих принципов и основных антропологических концепций.

«Антропология, — отметил Папа, — это кругозор самопознания, в котором мы все движемся, и она также определяет наше видение мира, экзистенциальные и этические решения. В наши дни она нередко становится текучим, меняющимся кругом знаний из-за социально-экономических перемен, человеческих миграций и межкультурного общения, а также из-за распространения глобальной культуры и, прежде всего, из-за невероятных открытий науки и техники».

Перед лицом этих вызовов, подчеркнул Святейший Отец, мы должны поблагодарить учёных за их старания на благо человечества. Признательность науке, которую мы проявляли далеко не всегда, находит своё основание в замысле Бога, Который «избрал нас прежде создания мира, … предопределив усыновить нас» (Еф. 1, 3-5) и Который вверил нам заботу о творении (см. Быт. 2,15). Именно поэтому человек призван следовать логике безвозмездности, любви и служения, а не господства и всемогущества.

«Наука и техника помогают нам углубить границы познания природы, и в частности, человека. Но они сами не могут ответить на все вопросы», — подчеркнул Папа. Сегодня мы всё больше понимаем, что, кроме богословия и философии, необходимо черпать сокровища знаний из религиозных традиций, народной мудрости, литературы и искусства, которые касаются глубинной тайны человеческого существования.

По словам Папы Франциска, нужно преодолеть трагический раскол между гуманистически-богословской и научной культурами: это разделение ведёт к взаимному обнищанию. Необходимо углублять диалог между Церковью, общиной верующих и научным сообществом, и для этого следует руководствоваться великими принципами. Во-первых, это центральность человеческой личности, которая должна считаться целью, а не средством. Во-вторых,  универсальное предназначение благ, включая знания и , которые не могут становиться собственностью немногих избранных, углубляя пропасть между богатыми и бедными.

Наконец, третий принцип заключается в том, что «не всё, что технически возможно, этически приемлемо». Наука должна осознавать существующие пределы, необходимые для блага самого человечества — подлинной меры прогресса, а это требует этической ответственности, сказал в заключение Папа Франциск.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна