Папа – Миссионерам милосердия: прикрывайте грешника покровом милосердия
Исповедники призваны прикрывать грешников «покровом милосердия», сказал Папа Франциск на аудиенции священникам – Миссионерам милосердия, которые встретились со Святейшим Отцом накануне их благословения на эту миссию.
Папа подчеркнул, что на исповеди священник должен «проявлять материнство Церкви», и добавил, что не «дубина осуждения» возвращает в овчарню заблудившуюся овцу, но наше свидетельство и святость жизни.
Служение Миссионеров милосердия требует прежде всего личного свидетельства близости к Богу и Его любви, сказал Папа и перечислил основные задачи священников, получающих этот мандат.
«Мы не можем допустить, чтобы кающийся не почувствовал материнского присутствия любящей и принимающей Церкви. Если у него не будет такого ощущения из-за нашей суровости, то это – большой ущерб в первую очередь для самой веры, потому что кающийся не мог бы почувствовать себя частью Тела Христова».
При совершении Таинства Примирения священники «призваны быть живым отражением Церкви, которая, как Матерь, принимает всех, к ней прибегающих». «Входя в исповедальню, — сказал Папа, — давайте всегда помнить, что принимает Христос, выслушивает Христос, прощает Христос, Христос дарует мир».
«Мы – Его служители. В первую очередь мы сами постоянно нуждаемся в Его прощении. Таким образом, какой бы грех ни был высказан – даже если человек не осмеливается сказать, но дает понять, и этого достаточно, — каждый миссионер призван помнить о своей греховности и быть смиренным руслом Божьего милосердия».
Папа вспомнил о том, как сам он исповедовался в 1953 году и нашел в Таинстве радость, перенаправившую всю его жизнь. Папа просит Миссионеров милосердия «уметь видеть в сердце кающегося желание быть прощенным». Это сердце чувствует тоску по Богу, по Его любви и по Его дому. Именно это желание и лежит в основе обращения.
«Сердце обращается к Богу, признавая содеянное зло, но и надеясь получить прощение. Это желание укрепляется, когда человек в своем сердце хочет изменить жизнь и больше не грешить. В этот момент он вверяет себя милосердию Бога с полным доверием, что Он поймет, простит и поможет».
Папа увещает Миссионеров милосердия уделять большое внимание этой жажде по Богу и Его прощению как проявлению благодати Святого Духа, ведущей к обращению сердца. Иногда, констатировал Папа, кающийся боится рассказать о грехе:
«Если кто-то к тебе приходит и чувствует, что он должен освободиться, но, вероятно, не может сказать, хотя ты и понял, — он говорит об этом уже самим поступком, тем, что пришел…»
Папа остановился на аспекте «стыда». Стыд является компонентом покаяния: это стыд из-за содеянного, а также стыд оттого, что нужно признаться.
«Стыд – это глубоко внутреннее чувство, которое влияет на жизнь человека и требует со стороны исповедника такта и ободрения».
Папа напомнил о библейских упоминаниях о стыде: например, о стыде Адама и Евы или о стыде Ноя, когда он напился и его нагота была прикрыта сыновьями с тем, чтобы не пострадало его отцовское достоинство. Папа связал этот эпизод со служением священника в конфессионале:
«Перед нами – ?обнаженный? человек, человек, который не может говорить и не знает, что говорить, со своей слабостью и ограниченностью, со своим стыдом оттого, что он грешник и часто не может об этом сказать. Помните: перед нами не грех, а раскаявшийся грешник, грешник, который не хочет быть таким, но ему не удается. Это человек, который хотел бы, чтобы его приняли и простили».
Нельзя осуждать с чувством превосходства, будто мы сами застрахованы от греха, добавил Папа. Заблудившуюся овцу не загнать в овчарню дубинкой, но она вернется туда, если мы будем свидетельствовать святость жизни, которая лежит в основе обновления и реформы Церкви.
«Быть исповедником по сердцу Христову означает покрывать грешника покровом милосердия, чтобы он более не стыдился и мог вернуть себе радость своего сыновнего достоинства, и чтобы он узнал, где ее можно вернуть».
Святость, подчеркнул Святейший Отец, «питается любовью и умеет нести на себе бремена тех, кто слабее». Миссионер милосердия призван нести на своих плечах заблудившуюся овечку и утешать ее силой сострадания. Папа противопоставил таким пастырям исповедников, которые бранятся или задают вопросы из любопытства. Папа сказал, что это не добрые пастыри, а «либо судьи, считающие, что сами они безгрешны, либо больные люди».
«Когда вы почувствуете тяжесть грехов, в которых вам исповедуются, и ощутите свою ограниченность и нехватку слов, уповайте на силу милосердия, которая всем идет навстречу как любовь, не знающая границ».
Миссионеры милосердия, которых Папа благословит на особое служение в Юбилей Милосердия, будут наделены полномочиями «прощать грехи, отпускать которые может только Апостольский Престол». Эти особо тяжкие грехи ведут к автоматическому отлучению от Церкви, то есть к отлучению latae sententiae, в силу самого деяния. Речь идет, во-первых, о пяти преступлениях против Церкви: осквернение евхаристических частиц; нарушение тайны Исповеди; физическая агрессия против Римского Папы; отпущение греха блуда его соучастником; епископская хиротония без мандата Папы. Полномочиями отпускать перечисленные грехи обладает Верховный пенитенциарий.
Помимо этих пяти преступлений против Церкви существуют и другие тяжкие грехи, отпустить которые может не каждый священник, а, как правило, епархиальный епископ. Епископ также уполномочивает священника-пенитенциария отпускать такие грехи. Кроме них, этим правом обладают тюремные и больничные капелланы. В числе таких грехов – умышленный аборт (в этом случае автоматическое отлучение от Церкви касается не только матери, но и всех, кто причастен к этому поступку, например, супруга, родственников, заставивших женщину идти на аборт, а также активно содействовавший прерыванию беременности медицинский персонал).
Человек, совершивший одно из перечисленных деяний и отлученный от Церкви, не может приступать к Таинству Примирения, пока с него не будет снято отлучение. Обычный священник не наделен таким полномочием и не может отпустить отлученному грехи на Исповеди. Именно поэтому Святейший Отец и назначил «миссионеров милосердия», которые непосредственно смогут снимать отлучение и отпускать исповеданные грехи. Таким образом Церковь идет навстречу грешнику, облегчая ему путь примирения.