Папа Франциск во Флоренции: «мечтаю о Церкви близкой к народу…»

Папа Франциск во Флоренции: «мечтаю о Церкви близкой к народу…»

10 ноября с.г., в день литургического поминовения св. Папы Льва I Великого, посетил Флоренцию, являющуюся крупнейшим городом региона Таскана, откуда был родом этот выдающийся пастырь.
В кафедральном соборе Санта Мария дель Фьоре понтифик встретился с 2500-ами участниками Национального церковного собрания, обращаясь к которым подчеркнул, что его мечта — это , близкая к народу и не одержимая властью, , которая не боится дыхания Святого Духа.

Речь Святейшего Отца предварили несколько свидетельств: катехумена, супружеской пары и албанского иммигранта, ставшего священником.
Супруги, занятые сегодня в Образовательном центре душепопечения о семьях «Вифания» в Риме, рассказали Папе свою непростую историю: у обоих за плечами неудачный брак, признанный церковным судом недействительным. Они поведали о своем одиночестве и отсутствии поддержки, которые они пережили до того, как приняли решение довериться мудрости Матери Церкви.
Обращаясь к ним и через них ­ ко всей Церкви в Италии, Папа Франциск подчеркнул, что католики не должны бояться отвечать на вызовы нашего времени. Папа указал на три измерения подлинного гуманизма, которые должны всегда оставаться в поле внимания Церкви: смирение, бескорыстие и радость (блаженство).
Смирение защищает от «одержимости сохранением собственной славы, достоинства и влиятельности».
Бескорыстие необходимо потому, что, «когда наше сердце богато и довольно собой, в нем нет места для Бога».
Папа предостерег верующих от «замкнутости в структурах, которые создают иллюзию защиты, в правилах, превращающих нас в неумолимых судей, в привычках, которые нас успокаивают». Наш долг – «трудиться, чтобы этот мир был лучше, и бороться. Наша вера революционна в силу импульса, исходящего от Святого Духа». «Мы должны всегда следовать этому импульсу, — подчеркнул Папа, -­ чтобы выйти из самих себя и стать людьми согласно Евангелию Иисуса».
Христианин, сказал далее Святой Отец, несет в себе радость Евангелия, а для великих святых «блаженство связано с унижением и бедностью». В итальянском народе это блаженство проявляется в солидарности, в самопожертвовании, в работе, часто нелегкой и низкооплачиваемой. Смирение, бескорыстие и христианская радость «наделены особым смыслом, близким итальянской Церкви, собравшейся сегодня для совместного пути в духе соборности».
«Мы не можем быть одержимы властью, даже если она приобретает черты власти, полезной и необходимой для социального служения Церкви, — продолжил понтифик. — Если Церковь не будет чувствовать так, как чувствовал Иисус, она собьется с пути и потеряет смысл своего существования. Чувства Иисуса подсказывают нам, что Церковь, сосредоточенная лишь на самой себе и на своих интересах, выглядит очень уныло».

Франциск указал на искушения, которые могут помешать обновлению Церкви. «Их не пятнадцать, как в Курии», успокоил Папа присутствующих и назвал первое искушение «пелагианским»: оно мешает Церкви «быть смиренной, бескорыстной и радостной, и имеет лишь видимость добра». «Пелагианство» побуждает уповать на организации и на безупречные, но абстрактные программы. Это искушение заставляет следовать стилю контроля, суровости, нормативности. Норма придает уверенность, помогает почувствовать свое превосходство и держаться четкого направления. Пелагиане именно в этом находят силу, а не в легком дыхании Святого Духа».
«Сталкиваясь со злом или проблемами в Церкви, ­- сказал Папа, — бесполезно искать консервативных, фундаменталистских решений, уповать на восстановление нравов и устаревших форм, которые даже в культурном смысле утратили свою значимость». Христианское учение, отметил далее Святой Отец, не является «замкнутой системой, неспособной порождать вопросы, сомнения; на самом деле оно живое, оно может беспокоить и оживлять. Его лик не строг, а тело движется и развивается». Реформа Церкви не может исчерпываться очередным планом структурных изменений: она укоренена в Самом Иисусе Христе.

11

Второе искушение на пути обновления Церкви заключается в «гностицизме», уповающем на рациональность, но «пренебрегающем плотью братьев». Папа привел в пример дона Камилло – персонажа итальянского писателя Гуарески, ставшего весьма популярным благодаря экранизации. В своей простоте он сочетал молитву с близостью к народу: «Близость к народу и молитва – это ключ к народному христианскому гуманизму,
смиренному, щедрому и радостному. Если мы утратим эту связь с верным народом Божиим, то мы утратим человечность и ни к чему не придем».
Папа подчеркнул, что народ и пастыри призваны вместе решать, что нужно для нового гуманизма. Епископов, сказал Папа, «я прошу быть пастырями, и только пастырями: пусть это и будет ваша радость». Пастырь опирается на Народ Божий, отметил Папа и передал рассказ одного епископа, который, чтобы не упасть в метро на ходу переполненного вагона, опирался то на одного, то на другого пассажира. «Не только молитва помогает выстоять епископу, но и его народ».

«Не будьте проповедниками сложных доктрин, ­- продолжил Святейший Отец, -­ но будьте вестниками Христа, умершего и воскресшего за нас». Вслед за Иоанном Павлом II Папа Франциск еще раз подтвердил преимущественный выбор Церкви в пользу бедных и подчеркнул роль диалога:
«Не следует путать диалог и переговоры. В переговорах стараются получить собственный ?кусок? от общего торта. Я имею в виду не это. Диалог означает поиск общего для всех блага. Обсуждать вместе, думать о наилучших решениях для всех. Нередко встреча обречена на конфликт. В ходе диалога возникает конфликт: это логично и предсказуемо, и не нужно бояться его или игнорировать, но его следует принять. Не нужно бояться даже ?вместе злиться?». Именно сопоставление мнений и критика помогает богословию не превратиться в идеологию.
«Мне нравится неспокойная итальянская Церковь, которая становится всё ближе к отверженным, забытым и небезупречным. Я желаю видеть Церковь ликующую, с материнским лицом, которая понимает, сопровождает и ласкает. Мечтайте и вы о такой Церкви, верьте в нее и обновляйте ее в духе свободы».
Папа Франциск пригласил все епархии Италии соборно и углубленно изучить его энциклику Evangelii gaudium и в заключение отметил, что итальянское христианство – это достояние не отдельных людей или элиты, но «всего народа этой необыкновенной страны».

Кульминацией визита Святого Отца во Флоренцию стала Месса под открытым небом. В своей проповеди Папа процитировал слова св. Льва Великого: «Истинная мудрость состоит в приверженности Христу и служении Церкви», а этот путь есть путь служения Милосердного Самарянина, путь христианского гуманизма. , одним из очагов которого была Флоренция в свои лучшие времена в эпоху Возрождения, всегда имел лик милосердия. Опираясь на это наследие, Флоренция и вся призваны стать творцами нового, созвучного нашей эпохе гуманизма. Но для этого необходим живой контакт с реальностью: ведь только будучи в курсе реальных забот, желаний, радостей и горестей наших современников мы сможем по-настоящему помочь им, воспитывать их и быть в общении с ними. Именно так поступает Бог: чтобы иметь возможность вступить в настоящий диалог с человеком, Он воплотился и стал одним из нас.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна