Папа Франциск о пятнадцати главных недугах современного лидерства

Папа Франциск о пятнадцати главных недугах современного лидерства

1 не скрывает, что намерен радикально реформировать административные структуры Католической Церкви, которые он считает далекими от жизни, неоправданно могущественными и бюрократически зашоренными. Он понимает, что в нашем стремительном мире самовлюбленные и закрытые от внешнего мира лидеры создают серьезные проблемы для любой организации.

Накануне прошедшего Рождества Папа обратился к руководителям Римской курии — кардиналам и другим церковным иерархам, в чьи задачи входит управление запутанной сетью административных органов Церкви. Папа не ходил вокруг да около, а сказал своим коллегам прямо: современные лидеры подвержены целому ряду недостатков, мешающих их работе — например, гордыне, нетерпимости, близорукости и мелочности. Когда эти недуги не лечатся, они ослабляют всю организацию. Чтобы сохранить нравственное здоровье Церкви, нам нужны здоровые церковные руководители. (См. материал СКГ от 23.12.2014«Папа Франциск призвал сотрудников Римской Курии сделать испытание совести»)

За свою многолетнюю практику я десятки раз слышал, как эксперты в сфере менеджмента перечисляли качества великих лидеров. Однако откровенный разговор о недугах руководства ведется нечасто. Оказалось, что у Папы Римского больше решимости начать эту непростую дискуссию. Он понимает, что у всех у нас есть свои склонности и привычки — многие из которых не делают нам чести. Но с лидеров больше спрос, поскольку их статус обуславливает гораздо более широкое распространение их недугов.

— бюрократическая машина, иерархическая структура, населенная добрыми, но несовершенными душами. В этом смысле она не очень отличается от вашей организации. Вот почему советы Папы полезны для любых руководителей.

Памятуя об этом, я провел несколько часов, переводя обращение Папы на язык менеджмента. (Не знаю, не существует ли какого-либо запрета на парафраз заявлений Папы, но, не будучи католиком, я все же рискну.)

Итак, вот что (примерно) сказал Папа.

Чтобы полностью исполнять свое предназначение, менеджерский коллектив призван постоянно самосовершенствоваться и расти в деле взаимопонимания и мудрости. И в то же время, как любая группа людей или любое человеческое тело, он подвержен болезням, сбоям, слабостям. Я бы хотел упомянуть некоторые «лидерские недуги». Это болезни и искушения, которые могут серьезно ослабить эффективность любой организации.

1. Представление о себе как о бессмертном, безгрешном и незаменимом человеке, ведущее к потере бдительности по отношению к собственным недостаткам. Если команда не способна к самокритике, не ищет обновления и укрепления, она серьезно больна. Для того чтобы увидеть целые списки людей, которые почитали себя за бессмертных, безгрешных и незаменимых, достаточно просто сходить на кладбище! Это недуг тех, кто возомнил себя Господом и Учителем, кто ставит себя выше других, не желая служить ближнему. Это патология власти, в корне которой лежит мания величия и нарциссизм, когда субъект страстно увлечен самим собой и не замечает никого вокруг, а особенно самых слабых и нуждающихся. Средство от этого недуга — смирение, когда человек говорит от всего сердца: «Я лишь служу другим. Я только выполняю свой долг».

2. Еще одна болезнь — чрезмерная занятость. Эти руководители с головой погружаются в работу и не хотят остановиться ни на минуту. Пренебрежение столь необходимым отдыхом ведет к стрессу и перевозбуждению. Заслуженный покой после плодотворного труда просто необходим! К нему нужно относиться крайне серьезно: каждому нужно время с близкими, выходные и праздники для «подзарядки».

3. Интеллектуальное и душевное «очерствение». Речь идет о лидерах с каменным сердцем, «жестоковыйных», если выражаться библейским языком. О тех, кто с течением времени потерял душевное тепло, бодрость духа и дерзновение и погреб себя под ворохом бумаг. Это настоящие бюрократы, в них нет сострадания. Как опасно потерять человечность, которая позволяет нам плакать с плачущими и радоваться с радующимися! Время идет, и наши сердца все черствеют и утрачивают способность любить окружающих. Быть гуманным лидером значит проявлять смирение, альтруизм, отрешенность от земных благ и щедрость.

4. Болезнь чрезмерного планирования и «функциональности». Когда лидер планирует все до последней детали и верит, что при совершенном замысле все обязательно пойдет как надо, он превращается в бездарного бухгалтера или офис-менеджера. Да, мы должны хорошо готовиться, но никогда не следует поддаваться искушению избавиться от любых намеков на спонтанность и интуицию. Жизнь всегда богаче любого человеческого плана. Мы легко становимся жертвами этого недуга, поскольку нам просто и удобно ходить всегда одними и теми же предсказуемыми путями.

5. Болезнь несогласованности усилий. Как только руководители теряют «чувство локтя», все тело утрачивает гармонию в работе и естественное равновесие. Такой оркестр способен производить лишь шум; его члены не взаимодействуют гармонично и утрачивают дух товарищества и сотрудничества. Когда нога говорит руке: «Ты мне не нужна», а рука кричит голове: «Я тут главная!», получается лишь хаос и междоусобица.

6. Также встречается своеобразный лидерский «Альцгеймер». Эта проблема заключается в потере памяти — о тех, кто растил, наставлял и поддерживал нас на наших путях. Мы видим ее в руководителях, которые больше не помнят о своих встречах с великими лидерами, вдохновившими их на подвиги. В тех, кто полностью увяз в текущем моменте, в своих страстях, желаниях и увлечениях. В тех, кто построил вокруг себя стену из правил, кто все более и более становится рабом идолов собственного изготовления.

7. Болезнь соперничества и тщеславия. Когда целью жизни для нас становится нечто внешнее, наши особые привилегии, наши звания, мы забываем свою главную обязанность как лидеров — «не делать ничего из своекорыстия и тщеславия, но смиренно считать другого выше себя» (цитата из послания ап. Павла к Филиппийцам). Как руководители мы должны заботиться не только о себе, но и об интересах ближних.

8. Болезнь экзистенциальной шизофрении. Это недуг тех, кто ведет двойную жизнь, плод лицемерия, свойственного мелким душам, а также всевозрастающей душевной пустоты, которую не может заполнить никакое [достижение или] титул. Эта зараза часто поражает тех, кто больше не общается с клиентами и «простыми» сотрудниками, ограничил свою деятельность бюрократическими обязанностями, а значит, потерял контакт с реальностью, с конкретными людьми.

9. Сплетни, ворчливость, злословие «за глаза». Это тяжелая болезнь, которая начинается с малого, может быть, с желания «поддержать разговор», и постепенно завладевает всем человеком. Такой лидер сеет семена раздора, а во многих случаях и хладнокровно убивает доброе имя своих коллег. Это недуг трусов, которым не хватает мужества, чтобы решать проблемы с ближними лицом к лицу, поэтому они обсуждают их у людей за спиной. Станем остерегаться терроризирующих сплетен!

10. Преклонение перед начальством. Это недуг тех, кто заискивает перед высшими по званию в надежде снискать их благоволение. Такие люди — жертвы карьеризма и оппортунизма, они угождают конкретным личностям, [а не стремятся исполнить миссию организации]. Они всегда думают лишь о получении выгоды и никогда — об отдаче самих себя. Это люди невыского полета, они несчастны, и все их побуждения эгоистичны. Пасть жертвой этого недуга могут и начальники, когда они страстно желают снискать лояльность, покорность и психологическую зависимость со стороны своих подчиненных, в конце концов пожиная нездоровое соглашательство.

11. Равнодушие к ближнему. Это когда лидер думает только о себе, теряя при этом открытость и теплоту [подлинных] человеческих отношений. Это может проявляться по разному. Например, самый «подкованный» сотрудник не ставит свои знания на службу менее осведомленных коллег. Узнав что-то новое, вы держите это при себе, а не делитесь информацией на благо остальных. Вместо того чтобы помочь и воодушевить, вы завистливо и коварно радуетесь падению других.

12. Болезнь «угрюмого лица». Это заболевание мы видим у тех удрученных и суровых личностей, которые думают, что, занимаясь серьезным делом, нужно обязательно надевать маску меланхолии и строгости и обращаться с другими (особенно с теми, кого они считают ниже себя) яро, резко и заносчиво. В реальности суровый и сухой пессимизм часто является симптомом страха и неуверенности в себе. Лидер должен стараться всегда быть вежливым, спокойным, радостным и полным энтузиазма, ему следует сеять радость повсюду, где он появляется. Веселое сердце заражает радостью: его невозможно скрыть! Поэтому руководителю не пристало терять счастливого духа, чувства юмора, даже по отношению к самому себе, которое обеспечит ему расположение людей даже в трудных ситуациях. Хорошая доза здорового смеха способна творить чудеса!

13. Болезнь скопидомства. Она случается с человеком тогда, когда он старается заполнить пустоту своей жизни материальными благами, не из нужды, а чтобы почувствовать себя в безопасности. Однако всем известно, что, покидая эту жизнь, мы ничего не унесем с собой. Как говорится, «у савана нет карманов», и никаким сокровищам никогда не заполнить пустоту нашего сердца, наоборот, они лишь сделают его еще более ненасытным. Богатство лишь отягощает нас, неизбежно замедляя наш путь к цели.

14. Болезнь «своего круга», когда принадлежность к группе избранных становится важнее общего дела. Этот недуг всегда начинается с невинных намерений, но со временем порабощает членов узкого кружка и становится своеобразной раковой опухолью, угрожающей всей организации и производящей серьезные отрицательные последствия, особенно для тех, кого мы не считаем «своими». А самая коварная опасность — дружеский огонь от товарищей по оружию. Как говорит Библия, «каждое царство, разделившееся в самом себе, падет».

15. И последнее: болезнь сумасбродства и желания быть «на виду». Это случается, когда служение лидера извращается жаждой власти. Он пользуется своим положением для наживы или для приобретения еще большего могущества. Это болезнь людей, которые безудержно рвутся к власти и для этой цели готовы оклеветать, опорочить и дискредитировать ближнего. Они выпячивают свои способности, чтобы показаться лучше других. Этот недуг приносит огромный вред, потому что его жертвы готовы оправдать любые средства для достижения своей цели, причем часто прикрываясь лозунгами справедливости и прозрачности! Я не могу не вспомнить одного руководителя, который чуть что звал журналистов, чтобы сообщить им конфиденциальную информацию о своих коллегах. Все, что его волновало, — это появление на первой странице газет, позволявшее ему почувствовать себя влиятельным и известным. При этом его поведение причиняло огромный вред другим людям и организации в целом.

Друзья, эти заболевания весьма опасны для любого руководителя в любой организации, и они могут поражать как отдельного индивида, так и сообщество в целом.

***
1.
Итак, насколько вы здоровы как руководитель? Воспользуйтесь папским списком лидерских недугов, чтобы оценить самого себя. Поставьте себе отметку от 1 до 5.

1. Чувствую ли я себя выше своих подчиненных?
2. Забочусь ли я о равновесии между профессиональной и личной жизнью?
3. Заменяю ли я живое человеческое общение формальностью?
4. Не слишком ли я полагаюсь на свои планы, не отметаю ли я интуицию и импровизацию?
5. Уделяю ли я достаточно внимания наведению мостов между сотрудниками и борьбе с «перетягиванием организационного одеяла на себя» разными отделами?
6. Не забываю ли я регулярно признавать, что многому научился от своих наставников и других людей?
7. Не слишком ли я завишу от своих особых привилегий?
8. Не изолирую ли я себя от клиентов и сотрудников «на передовой»?
9. Не очерняю ли я побуждения или достижения ближних?
10. Не проявляю ли я излишнюю покорность и подобострастие и не поощряю ли эти качества в других людях?
11. Не ставлю ли я свой успех превыше успеха других людей?
12. Стараюсь ли я создавать приятную и радостную обстановку на работе?
13. Не проявляю ли я эгоизма, когда речь идет о поощрениях и похвале?
14. Не культивирую ли я междоусобную рознь вместо командного духа?
15. Не веду ли я себя эгоцентрично в глазах других людей?

Как в любых медицинских вопросах, здесь будет полезно второе или третье мнение. Попросите коллег оценить вас по тем же пятнадцати пунктам. Не удивляйтесь, если они скажут вам: «Ага, гражданин начальник, сегодня что-то пошло не очень гладко». Подобно набору медицинских анализов, эти вопросы могут помочь вам прицельно заняться профилактикой и улучшением своего здоровья. Согласен, папский список может показаться завышенным стандартом. Но помните: ваши обязанности руководителя и ваше влияние на жизнь других людей весьма обширны. Почему бы не обратиться за мудростью и советом к Папе Римскому — духовному руководителю многих лидеров современного мира?

***

Гари ХамелГари Хамел
Приглашенный профессор Лондонской школы бизнеса, основатель Strategos, руководитель Management Lab.

Источник: Harvard Business Review

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна