Папа Франциск: добрый пастырь прикасается к израненной плоти
Утром 30 октября Папа Франциск совершил в ватиканской часовне Дома Святой Марфы Божественную литургию и в своей проповеди прокомментировал евангельский эпизод об исцелении согбенной женщины.
Библия рассказывает, что, проповедуя в субботу в синагоге, Христос встретил там одну больную, «восемнадцать лет имевшую духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться». Папа Франциск отметил, что для описания действий Иисуса евангелист Лука использует пять глаголов: Господь увидел её, подозвал к Себе, обратился к ней, возложил на неё руки и исцелил.
Это пять глаголов близости, подчеркнул Святейший Отец, потому что добрый пастырь всегда пребывает рядом со своей паствой. В евангельской притче добрый пастырь выходит на поиски заблудшей овцы, чтобы быть рядом с ней: ради неё он даже оставляет остальных. Подлинный пастырь не может быть вдали от своего народа, отметил Епископ Рима.
Однако иудейские священники, книжники, фарисеи и саддукеи жили вдалеке от людей и постоянно их упрекали. Религиозные лидеры того времени вовсе не были добрыми пастырями: они предпочитали замыкаться в своём кругу и совсем не интересовались людьми. «Возможно, их интерес к народу возникал после религиозного служения, когда они шли посмотреть, сколько денег было в пожертвованиях», — отметил Папа. Эти служители были крайне далеки от народа. Людям был близок Иисус, и Его близость исходит от того, что Он чувствовал в глубине сердца; в ином отрывке из Евангелия говорится, что при встрече с человеческим горем «Иисус прослезился», подчеркнул Святейший Отец:
«Поэтому Иисус всегда был с людьми, которые были отвержены той клерикальной группой: Он пребывал с бедными, больными, грешниками, прокажёнными; все они были с Ним, потому что Иисус мог растрогаться перед лицом болезни, — Он был настоящим пастырем. Добрый пастырь приближается к людям и способен растрогаться. Я бы сказал, что еще одна черта доброго пастыря заключается в том, что он не стыдится плоти; он прикасается к израненной плоти, как это проделал Иисус с больной женщиной: Он прикоснулся к ней, возложил на неё Свои руки. Христос прикасался к прокажённым, прикасался к грешникам».
Папа Франциск отметил, что настоящий пастырь не может сказать: «Да-да, хорошо… Духовно я буду рядом с вами». Это уже дистанция. Добрый пастырь «подражает Богу Отцу, Который приближается и милосердно сострадает во плоти Своего Сына». Великий пастырь, Небесный Отец научил нас, как нужно быть добрым пастырем: Он склонился, смирился, уничижился, принял образ раба, подчеркнул Епископ Рима:
«Но те, другие, идущие путём клерикализма, — к кому они приближаются? Они всегда направляются либо к очередным власть имущим, либо же к деньгам. Это злые пастыри, которые хотят только одного: забраться на вершины власти, подружиться с сильными мира сего; они торгуются обо всём или размышляют о своих карманах. Эти лицемеры способны на всё, и люди для них не имеют никакого значения. Когда же Иисус часто называет их точным именем лицемеры, они обижаются: ‘Мы не такие, мы следуем Закону’».
Папа Франциск отметил, что Народ Божий радуется, когда злых пастырей критикуют; конечно, такая реакция неправильна, однако и людей можно понять: они много страдают из-за лицемерия своих религиозных лидеров. Но добрый пастырь, подчеркнул Святейший Отец, — это Иисус, Который видит, приближается, обращается, прикасается и исцеляет. Небесный Отец в Своём Сыне становится плотью из сострадания к людям:
«Для Божьего Народа иметь добрых пастырей — это благодать, пастырей, подобных Иисусу, которые не стыдятся возлагать руки на израненную плоть, которые знают, что они — как и мы все — будут судимы по их отношению к ситуации, когда я был голоден, был в темнице, был болен… Критерии финального протокола — это критерии близости, тесной близости, степень прикосновения к Народу Божьему и вхождения в его положение. Давайте всегда помнить об этом: добрый пастырь всегда находится рядом с людьми, всегда, подобно тому, как наш Бог Отец приблизился к нам, став человеческой плотью в Иисусе Христе».
Источник: Радио Ватикана