От субботы к воскресенью
Историко-богословское эссе Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана, CSsR
Предисловие
ВОСКРЕСЕНЬЕ — ЯДРО ВСЕГО ЛИТУРГИЧЕСКОГО ГОДА
Воскресенье, День Господний, в истории Церкви – чрезвычайное еженедельное вспоминание Страстей, Воскресения и славы Господа Иисуса. Этот день «есть главный праздничный день, который должен становиться для верующих также днём радости и отдохновения от трудов. Другие торжества не должны быть выше его, если только они не чрезвычайно важны, так как воскресенье есть основа и ядро всего литургического года.» (Sacrosanctum Concilium № 106). Так Второй Ватиканский Собор особо подчеркнул важность воскресенья в христианской жизни.
Наиболее ясно заявление о важности воскресенья в жизни Церкви было сделано Священной Конгрегацией для католического Образования в её “Инструкции относительно Литургического Формирования в Семинариях”, выпущенной 3 июня 1979 года. Часть четвертая этой инструкции для будущих священников имеет прекрасное название “Освящение Времени”. Эта часть Инструкции, связанная с воскресеньем, заслуживает нашего особенного внимания. Ее подзаголовок: «Учение о воскресенье как о дне, который является основанием и ядром всего литургического года, что должно иметь первостепенное значение в учёбе семинаристов». И далее: «Следует отметить чрезвычайную важность воскресенья. Его определения и элементы должны быть объяснены согласно Конституции о Священной Литургии Второго Ватиканского Собора. С точки зрения исторического процесса нужно показать, что воскресенье, эта еженедельная Пасха, тесно связано с положением Церкви в начале её возникновения, с апостольской традицией, так как воскресный день происходит от дня Воскресения Господа. Следует с тщательностью представить пастырские причины, которые могут вести к истинному освящению этого дня, что и должно соблюдать всем верующим».
Эта инструкция, подчёркивающая значимость воскресенья в формировании будущих священников, была выпущена более тридцати лет назад, в 1979 году. Но в действительности это указание чрезвычайно важно для всей Церкви и каждого её члена: для Папы Римского, кардиналов и епископов, священников и монашествующих, юных и взрослых мирян.
Блаженный Папа Иоанн Павел II написал Апостольское Письмо о воскресенье, Дне Господнем (Dies Domini), которое стоит прочитать и перечитывать неоднократно. Папа Бенедикт XVI также часто подчёркивал в документах важность соблюдения воскресного дня. Даже через два дня после выражения своего решения выйти в отставку он говорил со священниками и семинаристами в Риме о важности значения воскресенья как праздника Творения и встречи с Воскресшим Христом, Который обновляет Творение. Он сказал, что истинная цель воскресенья – стремление к миру, чтобы это было ответом на любовь Бога.
Празднование воскресенья имело исключительное значение для воспитания веры и духовности в течение всей истории христианской Церкви. Несомненно, и в наши дни регулярное празднование воскресного дня будет способствовать обновлению, укреплению и созреванию в вере каждого отдельного человека, семьи, прихода и всего народа Божия. Если все верные христиане будут ясно сознавать, что воскресенье – это День Создания, День Воскресения, День Духа Святого, День Троицы, тогда ярче воссияет святость Церкви, и Благая Весть более действенно будет распространяться в мире.
Воскресенье было объединяющим и формирующим началом в ранней Церкви и всегда имело для христиан такую же ценность, как суббота для евреев.
ОТ СУББОТЫ К ВОСКРЕСЕНЬЮ
1. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СУББОТА ЕВРЕЙСКАЯ – СВЯТОЙ И ОСВЯЩАЮЩИЙ ДЕНЬ ОТДЫХА
«Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я — Господь, освящающий вас, и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас.» (Исх 31,13)
Бнай Брак – это район еврейских семей, сердце ортодоксальной еврейской общины в Иерусалиме. У них обычно много детей — по шесть, восемь, десять детей в каждой семье. Даже если в семье четыре ребёнка, это считается мало. Представьте, сколько шума там от множества детей: они смеются, плачут, кричат, поют, играют, ломают вещи и постоянно хлопают дверями. Но каждую субботу приблизительно в 14.30 случается что-то волшебное. Шум полностью прекращается, и ощутимое безмолвие проникает в каждую улицу и переулок, на каждую площадь и в каждый дом. Эта тишина продолжается до шестнадцати часов. После этого район вновь возвращается к обычной шумной жизни. Что же происходило? Дети, в том числе и маленькие, усвоили, что в священную Субботу после полудня следует соблюдать тишину, поэтому в это время они или спят, или играют в тихие игры.
Об этом месте, являющемся как бы символом еврейской Субботы, написала еврейская писательница Блу Гренберг в своей книге «Как управлять традиционным еврейским домом», опубликованной в Нью-Йорке в 1983 году.
Более трёх тысяч лет Заповедь о святом соблюдении Субботы неукоснительно соблюдалась евреями в их домах и общинах. Соблюдение этой Заповеди было основным элементом в истории евреев и формировании их народа.
Однако со времени Моисея до настоящего времени порядок соблюдения Субботы развивался. Раввинские школы в течение веков способствовали этому развитию, добавляя или отменяя правила о соблюдении Третьей Заповеди.
Вот главные указания о соблюдении Субботы: сохранять один день недели как день отдыха; вспоминать Божественное сотворение и Исход из Египта. Указания в Законе разделяются на три категории — о передвижении, разведении огня и работе. Раввины со временем установили запреты на следующие виды деятельности: разжигание и тушение огня; приготовление пищи и выпечка; перенесение в общественных местах товаров, вещей и даже грудных младенцев. Были также добавлены другие категории, например: не трогать рабочие инструменты; не совершать действий, которые не соответствуют духу Субботы; не читать деловых документов. В субботу также не следует включать свет, радио, телевидение, компьютеры, музыкальную аппаратуру, телефон, пылесос, пользоваться транспортом; разрезать бумагу или ткань; заниматься ремонтом дома, спортом, экономической деятельностью любого вида; открывать почту, пользоваться губной помадой, нажимать электрические кнопки звонка или лифта, совершать покупки. Также существует множество правил и религиозных обрядов в доме и в синагоге, касающихся пищи, которую можно вкушать.
Нам может показаться, что этих правил относительно соблюдения Субботы слишком много, что многие из них бессмысленны. Но такие постоянные практики в один день недели в течение всей жизни дают возможность практикующим евреям переживать Субботу как особенный день. «Суббота, святейшее время, дает нам возможность испытать эмоциональный пик для того, чтобы почувствовать что-то выдающееся, необычайное, необыкновенное, исключительное, особенное, чего нет в другие дни недели. В Субботу по сравнению с другими днями я могу почти чувствовать нечто особенное в воздухе, которым дышу, ярче видеть свет светильников в моей комнате, красоту природы. А когда я зажигаю свои Субботние свечи, то кажется, что я как бы освещаю весь мир. Это замечательный опыт. Но ещё более замечательно, что он бывает в каждый седьмой день моей жизни» (из книги Блу Гренберг).
Раввины помнили великую и святую важность Субботы и сделали всё возможное, чтобы отличить Субботу от других дней и отмечать её как особенный день. Благодаря традициям, связанным с Субботой, этот день действительно является для верных иудеев святым и освящающим днем отдыха.
2. ВТОРАЯ ЧАСТЬ
ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА И СУББОТА
Читая Новый Завет, мы можем убедиться, что семья Иисуса — Иосиф и Мария, — а также Его родственники, ученики и Апостолы искренне соблюдали предписания Закона Моисеева и религиозные традиции, например: обрезание, очищения, присутствие на ежегодных праздниках в Иерусалиме и, в особенности, соблюдение Субботы. Иисус и Его окружение были верными и преданными иудеями. Однако из многочисленных событий в Евангелиях мы знаем, что позиция Иисуса была независимой и свободной по отношению к строгим традициям фарисеев.
Иисус исцелял людей и изгонял бесов в Субботу, а также разрешал Своим ученикам срывать колосья и есть зерна в полях. Исходя из этого, строгие учители Закона сделали вывод, что Иисус не соблюдает Субботы и, следовательно, Он не от Бога. «Тогда некоторые из фарисеев говорили: « Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин 9.14). Из-за этого они стали Его непримиримыми противниками: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мк 12, 14).
Но, несмотря на Свое видимое отрицательное отношение к соблюдению Субботы, мы можем убедиться в том, что Иисус, как верный иудей, искренне соблюдал Субботу с детства. Близкие и друзья Иисуса также были верны религиозным предписаниям и соблюдали Субботу даже после Его смерти. Его безжизненное тело оставалось в Субботнем покое после Его смерти на Кресте. «День тот был пятница, и наступала суббота… и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк 23, 54 -56).
Так как суббота являлась важнейшим днём в истории иудеев и оказала большое влияние на формирование их народа, она была также важнейшим днём в общественном служении Христа.
После Крещения в Иордане Иисус начал осуществлять свою миссию в Галилее и, по обыкновению Своему, учил в синагогах по субботам. В день субботний в Назарете, Своём родном городе, Иисус представил Себя Помазанником Святого Духа: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4, 18 – 22).
Из Евангелия ясно, что Иисус избирал субботние собрания для Своих проповедей и поучений: “Он вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк 4, 16). Он совершал многие из Своих исцелений по субботам в знак Мессианского присутствия и Его власти. Также по субботам Он навещал людей в их домах: «Вышед из синагоги, Он вошел в дом Симона» (Лк 4, 38); «Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним» (Лк 14, 1).
Без сомнения, Иисус воспитывался в традициях богоизбранного народа, где верно и преданно хранили субботу. Поэтому ее соблюдение имело важнейшее значение для Его религиозного воспитания и развития, как и для миссии и проповеди Господа.
3. ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
ХРИСТИАНЕ-ИУДЕИ И СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ В НАЧАЛЕ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПОСТОЛОВ
Из Нового Завета мы знаем, что христиане-иудеи из Иерусалима и диаспор продолжали строго соблюдать весь Иудейский закон, в том числе и еврейскую субботу, еще долгое время после Воскресения Иисуса. В Деяниях Апостолов мы читаем, как св. Павел по обычаю входил в синагоги по субботам, и можем предположить, что в начале его миссионерской деятельности суббота была основным днём евангелизации. «Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деян 17.1-2).
Св. Павел обычно встречался с людьми по субботам в синагогах или других молитвенных местах.
4. ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ
ВОСКРЕСЕНЬЕ — СВЯЩЕННЫЙ ДЕНЬ ОТДЫХА ДЛЯ ХРИСТИАН
С I века н.э. христиане собирались в «первый день недели», то есть, в день после Субботы. Именно в этот день наш Господь воскрес из мёртвых, и в память об этом первые христиане собирались для празднования Евхаристии — воспоминания Страстей, смерти и Воскресения Иисуса.
Из Деяний Апостолов мы узнаем, что собрание христиан в Троаде происходило в первый день недели: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба (т.е.для совершения Евхаристии), Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян 20, 7). Также он просил, чтобы христиане в Коринфе откладывали в этот день милостыню для бедных в Иерусалиме: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние. …Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим» (1Кор 16, 2 — 3).
Со временем этот первый день недели, т.е. день после Субботы, стал известен как “День Господа”, по-латински «Доминика» (ср. Откр 1.10).
Св. Игнатий Антиохийский, епископ и мученик (†107 г.), в письме к христианам Магнезии просит их соблюдать не еврейскую Субботу, но «День Господа». Св. Иустин Философ, мученик (†165 г.), исповедует перед императором, что христиане собираются по воскресеньям для участия в Евхаристии. Он объясняет это тем, что воскресенье является первым днем в истории сотворения мира Богом, и в этот же день Христос воскрес из мёртвых.
Св. Августин использует слово «таинство» применительно к воскресенью, потому что в этот день верующие близко соприкасаются с тайнами Искупления, особенно с Крещением и Евхаристией.
Церковь также с ранних времён начала согласовывать с гражданскими властями принятие законодательства относительно соблюдения воскресенья. Участие в воскресной Мессе стало основной обязанностью, установленной церковным и гражданским правом, предписывающим также и то, что воскресенье должно быть днем отдыха и воздержания от работы.
«В период с XV по XX вв. Римские Понтифики и Тридентский Собор издали ряд декретов относительно соблюдения воскресенья, а в 1918 году Кодекс Церковного права определил, что каждое воскресенье года является обязательным церковным праздником. Это означало, что по воскресеньям обязательно нужно посещать Мессу; воздерживаться от трудной работы, от судопроизводства, а также, если только этого не разрешают законы, традиции или специальные индульгенции, и от торговли, любой купли и продажи, общественной деятельности, собраний и т.д.» (Католический Катехизис, о. Джон Гардон).
Второй Ватиканский Собор ясно подчеркнул важность воскресенья в христианской жизни. «По апостольскому преданию, восходящему к самому дню Воскресения Христова, Церковь совершает пасхальную тайну каждый восьмой день, который по справедливости называется Днём Господним или воскресением. Ибо в этот день верующие должны собираться воедино, чтобы, слушая Слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Воскресение и славу Господа Иисуса, и благодарить Бога, «возродившего их к надежде живой через воскресение Иисуса Христа из мертвых» (1 Петр 1, 3). Итак, воскресенье есть главный праздничный день, который должен предлагаться и внушаться благочестию верующих, с тем, чтобы он становился также днём радости и отдохновения от трудов. Другие торжества не должны ставиться выше его, если только они не чрезвычайно важны, так как воскресенье есть основа и ядро всего литургического года.» (Конституция о Богослужении «Sacrosanctum Concilium», № 106)
Блаженный Папа Иоанн Павел II написал Апостольское Письмо о воскресенье, Дне Господнем (Dies Domini), которое стоит прочитать и перечитывать неоднократно. Папа Бенедикт XVI также часто подчеркивает в документах важность соблюдения воскресного дня.
Воскресенье было объединяющим и формирующим началом в ранней Церкви и всегда имело для христиан такую же ценность, как суббота для евреев.
Наиболее ясно заявление о важности воскресенья в жизни Церкви было сделано Священной Конгрегацией для католического Образования в его “Инструкции относительно Литургического Формирования в Семинариях”, выпущенной 3 июня 1979 года. Часть четвертая этой инструкции для будущих священников имеет прекрасное название “Освящение Времени”. Эта часть Инструкции, связанная с воскресеньем, заслуживает нашего особенного внимания. Ее подзаголовок: «Учение о воскресенье как о дне, который является основанием и ядром всего литургического года, что должно иметь первостепенное значение в учёбе семинаристов». И далее: «Следует отметить чрезвычайную важность воскресенья. Его определения и элементы должны быть объяснены согласно Конституции о Священной Литургии Второго Ватиканского Собора. С точки зрения исторического процесса нужно показать, что воскресенье, эта еженедельная Пасха, тесно связано с положением Церкви в начале её возникновения, с апостольской традицией, так как воскресный день происходит от дня Воскресения Господа. Следует с тщательностью представить пастырские причины, которые могут вести к истинному освящению этого дня, что и должно соблюдать всем верующим».
Эта инструкция, подчеркивающая значимость воскресенья в формировании будущих священников, была выпущена более тридцати лет назад, в 1979 году. Но в действительности это указание чрезвычайно важно для всей Церкви и каждого её члена: для Папы Римского, кардиналов и епископов, священников и монашествующих, юных и взрослых мирян.
Если все верные христиане будут ясно сознавать, что воскресенье – это День Создания, День Воскресения, День Духа Святого, День Троицы, тогда ярче воссияет святость Церкви, и Благая Весть более действенно будет распространяться в мире.
Отец Энтони Бранаган C.Ss.R.