«От Франциска до Франциска»: мост между конфессиями и народами

«От Франциска до Франциска»: мост между конфессиями и народами

Николай Андреевич Горячкин – известный христианский документалист, директор Международного фонда «Благовест-медиа». В его фильмографии есть документальная биографическая картина о Папе Бенедикте XVI, включающая уникальное обращение Папы к россиянам. Также недавно он снял документальный фильм «Сталинградская Мадонна» (эта особенная икона Пресвятой Богородицы была создана немецким священником и военным врачом Куртом Ройбером в ночь на Рождество 1943 года, во время битвы под Сталинградом). Фильм стал пронзительным призывом к миру и примирению, своеобразным мостом между разделёнными народами.

В своем интервью русской редакции Радио Ватикана Николай Горячкин рассказывает о новом кинематографическом проекте – «От Франциска до Франциска», связанном с давней и современной историей Католической и Православной Церквей.

– Я хотел бы сказать два слова о «Сталинградской Мадонне», которая – должен, к сожалению, констатировать – оказалась очень своевременным фильмом. В том смысле, что ситуация в Европе и мире опять чревата войной и кровопролитием. «Сталинградская Мадонна», как и все иконы, взвывает к миру. Этот фильм сегодня идет довольно широко от Китая до США. Недавно, буквально неделю назад он получил приз на Сретенском кинофестивале «Встреча» в России.

Тема мира, примирения, взаимопрощения, христианского понимания всегда будет актуальной. Увы, пока живо человечество, будут конфликты, будет кровь. Я говорю об этом потому, что это имеет прямое отношение не столько к нашему фильму, сколько вообще к проекту, в который «Благовест-Медиа» оказался вовлечен. Это документальный фильм, который называется «От Франциска до Франциска». Он посвящен не столько Папе и не столько святому Франциску Ассизскому, как можно подумать, услышав название, сколько самой традиции францисканской духовности, традиции нестяжания и поиска мира и согласия – как в каждой человеческой душе, так и между народами.
Идея этого фильма пришла как своего рода откровение. Это малоизвестно, но два самых выдающихся философа, историка современной России, недавно ушедших, – Дмитрий Сергеевич Лихачев и Сергей Сергеевич Аверинцев – написали статьи, посвященные сопоставлению Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Для меня это было откровением, когда я прочитал. Это довольно большие работы с колоссальным философским обоснованием. Но более того, в течение конца XIX и всего XX века множество русских мыслителей писали романы, стихи – как Мережковский – эссе, философские работы, в которых сопоставляли преподобного Сергия и Серафима Саровского (но больше преподобного Сергия Радонежского) со святым Франциском Ассизским. Я могу назвать Зайцева, Мережковского, Шмелёва и многих других. Оказалось, что эта традиция существует в России более полутора веков. Сами того не сознавая, мы давно связаны через Франциска. А известный богослов, полемист, ныне здравствующий Никита Струве, вообще предлагал признать Франциска единственным католическим святым, которого может почитать Православная Церковь.

Мне кажется, эти мысли пришли вовремя: сейчас сложная международная ситуация как бы несколько отвела на задний план диалог между католиками и православными, который, безусловно, не прерывается. И вот сейчас, в этот период, когда льется кровь, когда существует недопонимание между славянскими нациями, на первый план выходит святой Франциск. Выходит и к тем, и к другим. Почему? Потому что Франциск сам прошёл войну, сам был в плену, он познал, что такое боль и что такое мир, к которому он призывал. То есть его фигура становится особенно актуальной и современной.
Вот так и родилась идея фильма. В этой картине мы хотим показать тот духовный мост, который через расстояние в почти 900 лет связывает Франциска Ассизского с нынешним Папой Франциском взявшим это имя впервые в истории. Мы хотим показать и близость этой традиции к России – в первую очередь, через преподобного Сергия Радонежского и святого Серафима Саровского.

Как известно, Россия в прошлом году отметила 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского как национальный праздник. Мы попытались привнести в празднование эту связь, эту францисканскую ноту, о которой писало столько русских мыслителей, философов, художников, писателей. Поэтому я надеюсь, что фильм, который снимался и в Ассизи, и в Москве, и в Радонеже, и в Аргентине, и в Риме, покажет эту духовную целостность, эту внутреннюю связь двух Церквей.

Я расскажу о нескольких эпизодах фильма, которые нам кажутся особо значимыми, и о том, кого мы пригласили для работы над фильмом. В первую очередь, мы пригласили известного православного священника, писателя, путешественника, который написал книгу. О ней вот-вот должно быть объявлено. Не знаю, как сложится ее судьба, – но эта книга посвящена, опять же, преподобному Сергию Радонежскому и Франциску Ассизскому. Книга составлена из статей, которые были разбросаны за последние годы по многим периодическим изданиям. Сейчас они выйдут под одной обложкой и смогут показать, что русская мысль, русская религиозная философия постоянно обращалась к Франциску Ассизскому. Анализ этих поисков русской мысли представлен в заключении к этой книге, автором которой является православный священник о. Августин Никитин.

Конечно, мы пригласили и католических священников. Мы снимали в Буэнос-Айресе, в так называемых вийяс – районах городской бедноты, где работал нынешний , тогда еще кардинал Бергольо. Мы снимали сюжеты об удивительных человеческих судьбах, связанных с нынешним Римском первосвященником.
Особенно нас покорила история женщины, которая, идя францисканским путем, живя в районе бедноты, отдала последнее, что у нее было, – дом – для таких же бездомных, которых в этом районе очень много. Она и сама такой была когда-то. И вот она разделила свои три комнаты с теми, у кого вообще ничего не было. Это влияние той францисканской идеи, которую нес им Папа – тогда еще кардинал, – еще не назвав себя Франциском.
Она рассказала, что избрание кардинала Бергольо Папой для нее лично было и радостным, и грустным, потому что он уехал. Уехал пастырь, который приезжал к ним на автобусе, который проводил с ними целые дни. Они не думали о его кардинальском сане. Он был с ними годами, утешал их, они ему абсолютно доверяли. И вот, когда его избрали Папой, эта женщина сказала, что ей стало грустно, – он был ее духовным отцом, а она никогда не сможет поехать в Рим, даже если бы у нее были деньги, потому что она прикована к инвалидному креслу. Она переживала, что ей будет трудно жить без еженедельных исповедей и встреч с ним. Она была потрясена, когда именно в тот день, когда они обычно встречались с кардиналом, он позвонил ей домой – спросил, как она.

Уровень нищеты в этих вийяс – ужасающий. И, как это часто бывает, там, где нет ничего материального, люди живут исключительно верой. Мы были глубоко растроганы тем, что, помимо гордости за то, что их духовник стал Папой, обитатели вийяс доказали, что их традиция не прервалась, что они общаются и ждут, когда их любимый пастырь приедет. Они копят свои рассказы.
Собратья Хорхе Бергольо по служению в Аргентине остались там, они работают. Это очень впечатляет, потому что – не будем скрывать – большое удивление вызвало принятие Папой имени Франциска, этого мало кто ожидал. Я знаю, что многие из моих друзей, телевизионщиков, ожидали от нынешнего Папы каких-то других первых действий – поскольку в мире сейчас слишком много политического несогласия. Но когда ты приезжаешь в Ассизи, то начинаешь открывать для себя целый мир. И мы надеемся, что наш фильм поможет простым православным верующим открыть для себя Ассизи.

Пока что очень мало православных приезжает в город святого Франциска – в основном сюда едут прихожане католических церквей. Православные там – редкость, хотя все или многие из них, наверное, слышали о Франциске. Пообщавшись с главой ордена и со священниками-францисканцами, я знаю, как они ждут Россию, как они знают Россию, как много они читают о православии, как знают православную веру. И я очень надеюсь, что наша организация, объединяющая католиков и православных, как это уже не раз бывало, поможет построить этот мостик, проложить эту тропинку.

Лет 15 назад мы создали фильм с провоцирующим названием «Православный Рим». Надо сказать, что не все в России приняли такое название и сказали, что это — откровенная провокация. Но позже оказалось, что несколько паломнических агентств создали маршрут по этому фильму. Мы взяли с собой на съемки православного священника. Этот священник – ныне епископ, очень известный и уважаемый, настоятель одного из самых прославленных монастырей России. Во время съемок «Православного Рима» возникло то доверие, которое необходимо православному человеку, чтобы ступить на святую землю, которую он еще не ощутил как святую. Мы надеемся, что то же самое произойдет с Ассизи.
Поэтому в нашем фильме православные, католики, миряне разных стран, разных конфессий говорят о чистоте, о мире, о бедности, о нехватке духовности, которая порождает все наши конфликты сегодня. Это призыв молиться о том, чтобы пришел мир. Как – я уверен – молятся за мир на земле и , и святые Русской Церкви – преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна