Один из эпизодов политического процесса по делу католического духовенства в СССР
Недавно в рубрике «История» нами была опубликована статья «90 лет политическому процессу по делу католического духовенства», посвященная событиям 1923 года, в ходе которых прелат Константин Будкевич был приговорен к высшей мере наказания и стал первым мучеником Католической Церкви в Советском Союзе, а архиепископу Яну Цепляку высшая мера, под давлением мировой общественности, была заменена на 10 лет тюремного заключения. Правда в 1924 году, под давлением всё той же общественности, архиепископ Ян Цепляк был освобожден и выслан в Польшу. Автор статьи, Владимир Ряполов из Воронежа, рассказывает подробнее об одном из эпизодов этой борьбы «мировой общественности», упомянутой как бы вскользь в его основном материале.
Большевистские вожди, в какой бы области деятельности они себя ни проявляли, стремились подражать так называемым «основоположникам» марксизма. Каждый свой вдох и выдох они стремились записать, опубликовать, издать отдельной статьей, а то и книгой в назидание благодарным потомкам. Этой страсти не избежал и основатель «Союза воинствующих безбожников» Е. Ярославский. В 1932 году вышел первый том его, если можно так сказать, «собраний сочинений», составленный из статей в советских газетах, под названием «Против религии и церкви». Будучи на «передовой в борьбе с религиозным дурманом», он не мог не отреагировать на решение суда по делу католического духовенства и соответственно, 20 мая 1923 года в газете «Безбожник» вышла его статья «Лорд Керзон и Бог», вошедшая в первый том его «публицистики».
Сама статья вряд ли может представлять какой-либо интерес, за исключением того, что автор искренне удивляется и недоумевает, как это лорд Керзон (министр иностранных дел Великобритании) может вступаться за католического священника, если «он знает, что польское правительство послало в Россию шпиона ксендза Буткевича» и «большевики не только не позволяют Буткевичу заниматься шпионством, но за шпионаж его расстреливают».
Однако самое любопытное в этой книге представляют собой «Примечания» к статьям автора. Издатели добросовестно потрудились и опубликовали, что же всё-таки лорд Керзон попытался сделать конкретного для спасения невиновных священников. Так вот…
«За границей капиталистическая, социал-фашистская и церковная пресса в связи с этим (делом) развернули широкую антисоветскую компанию. Английским правительством была послана через своего торгового представителя в Москве следующая нота: “Георгию Чичерину, народному комиссару по иностранным делам. По поручению государственного его величества секретаря по иностранным делам имею честь обратиться к вам по поводу смертного приговора, подтвержденного ныне президиумом Центрального исполнительного комитета, монсиньору Буткевичу с серьезным и окончательным призывом приостановить исполнение приговора. Я должен указать, что исполнение этого смертного приговора не может не вызвать во всем цивилизованном мире чувства ужаса и негодования и едва ли может быть желательным для российского правительства хотя бы с точки зрения его материальных интересов, помимо прочих соображений”.
Р.М. Хеджсон. 30 марта 1923 года».
В ответ на это лицемерное обращение был послан следующий ответ:
“Народный комиссар по иностранным делам поручил мне в ответ на вашу ноту указать, что Россия, являясь независимой страной и суверенным государством, имеет неоспоримое право выносить приговоры согласно своему собственному законодательству лицам, нарушающим законы страны, и что всякая попытка извне вмешаться в это право и защитить шпионов и предателей России является актом недружелюбия и возобновления интервенции, которая успешно была отражена русским народом.
Необходимо указать, что одновременно с вашей нотой т. Чичерин получил телеграмму от представителя Ирландской республики во Франции по тому же поводу, в которой, прося о помиловании Цепляка, подписавший ноту указывает, что он делает это, несмотря на лицемерное вмешательство британского правительства, которое ответственно за хладнокровное убийство политических заключенных в Ирландии…
Если принять во внимание подобные же факты, имевшие место под британским управлением в Индии и Египте, то вряд ли будет возможно считать призыв британского правительства во имя гуманности достаточно убедительным”.
Заведующий подотделом стран Согласия Г. Вайнштейн.
31 марта 1923 года».
Конечно же, не нам судить, насколько был искренен в своем желании освободить священников лорд Керзон, будем надеяться, что он не лукавил. И всё-таки его демарш имел некоторый успех.
Направленный им меморандум, известный как «Нота или ультиматум Керзона», и вручённый Народному комиссару иностранных дел СССР 8 мая 1923 года от правительства Великобритании, содержал угрозу полного разрыва отношений с СССР. В ноте, в частности, содержались требования в защиту патриарха Тихона и архиепископа Цепляка, которому удалось избежать смертной казни. Видимо, более высокий статус Цепляка, да и опасения советской власти испортить отношения с Великобританией, касающиеся будущего признания СССР и установления с ним дипломатических отношений, повлияли на это решение. Ну а что касается прелата Константина Будкевича, то его не пощадили, и он, как уже было сказано, стал первым мучеником Католической церкви в уже не существующем государстве – Советском Союзе.