Нужно отказываться от мифов о католиках, считает известный историк Церкви
Негативная реакция блогосферы на кубинскую встречу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска показала, что многие верующие плохо разбираются в церковной истории и мыслят мифологемами, заявил в понедельник на встрече в просветительском и культурном центре «Покровские ворота» настоятель московского Покровского храма в Красном селе, доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус.
«Были и положительные отклики на эту встречу, но больше всего и громче всего — негативное восприятие. Те, кто ее не приемлет, очень часто стоят на нереалистических позициях, не вдумываются в слова Папы и Патриарха. Они думают: раз встреча состоялась, то это либо уже объединение Церквей, либо заявление о ней», — заметил священнослужитель.
Он подчеркнул, что таких заявлений не было и не могло быть. По словам Асмуса, Русская Церковь не ведет никаких «сепаратных бесед» с Ватиканом, а участвует во всеправославно-католическом диалоге — «защищает свою позицию, иногда спорит с нашими православными братьями, которые имеют свои отдельные подходы».
«Очень многие, кто были заранее настроены на неприятие, нашли пищу для своих подозрений. Сразу активизировались нетрезвые и крайние умы», — отметил протоиерей, упомянув множество недостоверной информации, опубликованной в социальных сетях. «Многие верят таким наветам и воспринимают встречу первоиерархов как нечто апокалиптическое», — с сожалением констатировал он.
Нельзя рассуждать о католичестве с позиций позапрошлого века
«Современное католичество — это не католичество XIX века и не религия Первого Ватиканского Собора», — считает священник. Нужно узнавать о том, что оно представляется собой сейчас, какие в нем происходят изменения, «просто интересоваться по существу — почему Церкви существуют раздельно и чем друг от друга отличаются» — это поможет уменьшить количество «необоснованного негативизма», убежден Асмус.
Он привел в пример близкие и тесные отношения православного мира с древними Восточными Церквами, отделившимися от Вселенской Церкви задолго до православно-католического раскола и имеющими столь же серьезные богословские и догматические различия с принятыми в РПЦ канонами. Учитывая, что современные протестанты слишком далеко ушли от христианской традиции, можно сделать вывод, что Католическая Церковь на сегодня является самой близкой по отношению к православию конфессией, делает вывод протоиерей.
«Есть учение Церкви и есть понимание этого учения разными людьми. По католичеству высказывались самые разные мнения, мы просто не учитываем всей суммы воззрений на него. Противостояние католичества и православия не есть нечто, все время остающееся в одном состоянии — когда-то было совсем по-другому, были примеры замечательного сотрудничества», — добавил Асмус.
Одним из таких примеров он считает знаменитого московского митрополита Филарета (Дроздова), крупнейшего русского богослова XIX века, поминавшего за проскомидией католиков, не навредивших Православной Церкви, а так же полагавшего, что будущий Вселенский Собор невозможно провести без участия Католической Церкви. «Он относился к инославию иначе, чем ряд современных православных», — подчеркнул священник.
«Я бы хотел, чтобы наш народ отказывался от мифов и вникал в подлинную историю. Изучение католичества нам лучше поможет понять самих себя. Такое углубление полезно, мы, христиане, должны учиться быть благожелательными друг к другу. Нам этого иногда очень не хватает», — заключил протоиерей.
Источник: РИА Новости