Наставление Владыки Иосифа Верта в связи с началом Великого Поста
В этом году для всех христиан Пасха выпадает на 4 апреля. Пасхе, как в Восточной, так и Западной Церкви, предшествует Великий Пост.
Литургическое время Великого Поста – это время покаяния, которое помогает верующим подготовиться к участию в Пасхе Христовой с чистым сердцем. Это время длится в течение сорока будних дней в воспоминание сорока дней и ночей Иисуса в пустыне, когда Он был искушаем сатаною.
В латинской литургической традиции сорок дней Великого Поста начинаются в Пепельную Среду (в этом году – 17 февраля) и продолжаются до Великой Субботы, однако в их число не входят воскресные дни. Во время Великого Поста в церкви не поется «аллилуйя», «Слава в вышних Богу», и не используются цветы.
В начале Великого Поста многие верующие задаются вопросом: как в Католической Церкви постятся? Воздержание от мяса обязательно в Пепельную Среду и каждую пятницу. Строгий пост (в течение дня можно лишь один раз поесть досыта) предписывается в Пепельную Среду и Великую Пятницу. Рекомендуется, чтобы он продолжался и в Великую Субботу.
Надо сказать, что в Католической Церкви пост куда менее строг, нежели в Церкви Православной. От обязанности строгого поста освобождаются дети, подростки и лица пожилого возраста. Церковь обязана заботиться о здоровье своих чад. Но вполне здоровый католик может и должен поститься в этот период литургического года, в том числе, принимая на себя и иные ограничения, сверх предписанного. Скажем, он может добровольно воздерживаться от мясной пищи не только каждую пятницу, но еще и каждую среду. Однако этот вопрос необходимо прежде обсудить со своим духовником.
Время Великого Поста связано с подготовкой тех, кто будет принимать таинство Крещения на ближайшую Пасху, а также с подготовкой всех крещеных верующих, дабы они смогли праздновать Пасху достойно и радостно. Покаяние – вот главное средство подготовки в период Великого Поста. В основе покаяния лежит осознание того факта, что Бог – наш Отец и Создатель, а мы – слабые грешники, своими грехами постоянно оскорбляющие и обижающие Бога.
Покаяние христианина может выражаться в самых разнообразных формах. Священное Писание и Святые Отцы особенно настаивают на трех из них. Это – пост (как воздержание), молитва и милостыня, в которых выражается обращение по отношению к самому себе, к Богу и к другим людям. Покаяние – это условие прощения грехов; это усилия, прилагаемые для примирения с ближними; это слезы раскаяния; это забота о спасении ближнего; это заступничество святых и дела любви, «которая покрывает множество грехов» (1 Петр 4,8). Полезно уяснить, что важнее внешних форм покаяния покаяние или умерщвление внутреннее: готовность сносить обиды и несправедливости, благодарно принимать болезни и испытания, любить даже своих врагов…
Самая главная идея великопостного времени – сопровождать Иисуса в Его пути на Голгофу, приблизиться к Нему, хорошо услышать, что Он говорит, вглядываться в Него, наблюдать за Ним. Он Сам сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Лк 9,23). «Ежедневно нести свой Крест и следовать за Иисусом – самый верный путь покаяния» (Катехизис Католической Церкви, 1435). Обязательный литургический элемент Великого Поста – молитва Крестного пути, в которой мы учимся нести свой крест, как это делал Сам Иисус Христос. Но на первом месте, конечно же, остаются частая исповедь и Святое Причастие.