На реколлекциях с участием Папы размышляли о значении слез
Очередной темой размышлений на духовных упражнениях в Ариччи с участием Папы Франциска и работников Римской курии стало утром 21 февраля значение слёз в жизни человека и в его общении с Богом. Рассуждая об этом, проводящий реколлекции о. Жозе Толентину де Мендоса, подчеркнул, что появление слез свидетельствует о наличии жажды жизни и близких отношений. В связи с этим он привел несколько примеров из Священного Писания, вспомнив про слезы многочисленных женщин – героинь евангельских сюжетов, и про слезы Самого Иисуса, сделавшего своей ситуацию человека в этом мире, ставшего одним из нас и, тем самым, соединив Свои слезы с нашими. Иисус, плача, вбирает все слёзы, проливаемые во всём мире, — заметил о. де Мендоса.
Он также поделился наблюдениями французского психоаналитика Юлии Крыстовой, отстаивавшей значимость слез в состоянии депрессии: по ее мнению, если человек в таком состоянии обретает способность плакать, он уходит всё дальше от соблазна покончить жизнь самоубийством. Таким образом слезы свидетельствуют о жажде жизни, а не о жажде смерти.
Кроме того, уже начиная с раннего детства, проливаемые слезы свидетельствуют об остром желании вступить в отношения. Многие святые проливали много слез, например, св. Игнатий Лойола. Румынский философ Эмиль Чоран утверждал, что во время Страшного Суда будут учитываться одни только человеческие слезу, а задача религии – научить людей плакать: именно слезы делают нас святыми, прежде сделав нас просто человечными.
По словам португальского священника, весь жизненный путь человека может быть воспроизведен через проливаемые им слезы: слезы радости, ликования, печали, одиночества, покаяния… Далее он призвал участников духовных упражнений вспомнить о пролитых ими лично слезах, как и о слезах непролитых – застрявших комом в горле и занозой в душе. Бог знает про все эти пролитые и непролитые нами слезы и принимает их как возносимую к Его престолу молитву, заверил присутствующих де Мендоса.
Между тем, прозвучавшая накануне, 20 февраля, вечерняя медитация была посвящена жажде Иисуса как образу экзистенциальной жажды человека. Проповедник напомнил, что в Евангелии от Иоанна трижды упоминается о жажде Иисуса – это кроме рассказа про Его жажду на Голгофе.
Встретившись с самарянкой, Иисус сказал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин 4,13-14). Затем, в Своей речи о Хлебе жизни, Он произнёс следующее: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6,35). И, наконец, во время иудейского праздника Кущей Господь призвал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7,37).
Жажда, о которой говорит здесь Иисус, – не столько физическая, сколько духовная или экзистенциальная. Эта жажда утоляется постольку, поскольку наша жизнь уподобляется жизни Господа. Таким образом, жаждать – это значит жаждать Его. Мы призваны жить, поместив Христа в самый центр нашего существования, выходя из зоны комфорта и взыскуя во Христе воду, способную утолить нашу жажду и нейтрализовать искушение самодостаточностью, способное довести нас до болезни духа.
Здесь о. де Мендоса напомнил, что Мать Тереза Калькуттская просила поместить слово «Жажду» на распятиях во всех часовнях основанного ею Ордена. Жажда Иисуса нераздельно соединена с человеческой жаждой. Она способна разорвать оковы, удерживающие нас в плену эгоизма. Она делает нас свободными. Жажда Иисуса высвобождает глубоко лежащие, но при этом мощные силы, которые скрыты также и в нас. Тем самым мы становимся людьми, способными сопереживать и строить новый мир, не игнорируя его проблем и конфликтов, но устраивая оазисы любви ради приумножения во всём мире надежды.
Radio Vaticana