Может ли некатолик (протестант, православный) исповедоваться католическому священнику?

Может ли некатолик (протестант, православный) исповедоваться католическому священнику?

Конечно, любой человек может исповедоваться католическому священнику, рассказать ему о своих грехах, попросить совета и духовной помощи. Но получить действительное в Таинстве Покаяния может далеко не каждый.

Чтобы не быть голословными, приведем здесь некоторые положения из Пастырского руководства для католических приходов Италии в том, что касается отношения к некатоликам из восточных Церквей.

Во-первых, подчеркивается, что восточные Церкви, не находящиеся в полном общении с Католической Церковью, обладают действительными Таинствами, обеспеченными апостольской преемственностью. Однако существует тесная связь между церковным единством и таинственным единством, поэтому в целом здесь действует правило: католические священнослужители преподают Таинства законным образом только католикам, а , в свою очередь, принимают Таинства законным образом только от католических священнослужителей.

Но в этом параграфе, как мы видим, речь идёт о законности, о правиле, а не о действительности самих Таинств. Католическая допускает общение в Таинствах, — особенно Евхаристии, Покаяния и Елеопомазания больных, — с другими Церквами и церковными общинами, при определенных условиях и в особых обстоятельствах. В документе говорится, что речь идет о Таинствах, преподаваемых отдельным людям, а именно тем христианам, которые проявляют «веру, полностью соответствующую вере Католической Церкви в области того Таинства, о котором они просят, и при наличии серьезной духовной потребности в нём для вечного спасения. Эта потребность, — читаем в тексте, — относится к более тесному единению со Хористом, а значит, подразумевает более глубокую приверженность к Христовой Церкви». Если верующий имеет подлинную веру в данное Таинство и серьезную духовную потребность, если он имеет соответствующее намерение и должным образом подготовлен к плодотворному принятию освящающей благодати, то он может приступить к Таинству, в том числе и Таинству Покаяния, со всеми последствиями, то есть получить также отпущение грехов.

В Пастырском руководстве перечисляются условия, при которых католический священнослужитель преподает Таинства православным. В отношении исповеди такими условиями является спонтанная просьба об этом Таинстве, надлежащее расположение и серьезная духовная потребность, — о чём мы уже упоминали. Каждый священник должен сам определить, насколько тот или иной случай отвечает этим условиям. Например, если у православного верующего нет возможности исповедоваться православному священнику, он может исповедоваться католическому священнику. Но в документе приводится и такой пример: когда православный не приступает к Исповеди у священника своей Церкви в силу «индифферентизма или церковного релятивизма», — попросту говоря, человеку «все равно», — такой случай не соответствует условиям для принятия исповеди у православного, также и из-за «риска вызвать подозрения в скрытом прозелитизме», говорится в документе Итальянской епископской конференции. При оценке конкретных ситуаций, утверждается в документе, следует «исключить полемические или синкретистские настроения» кающегося, который сознательно не желает подходить к священнику собственной Церкви.

Далее в Руководстве описываются некоторые сложности, связанные с исповедью православного верующего у католического священника. Эти сложности возникают из-за различий в совершении Таинства Покаяния у православных и католиков. Например, разведенный православный, вступивший в повторный брак, не может получить отпущения грехов у католического священника, объективно находясь в греховной ситуации. Поэтому даже если такой верующий исповедуется в своих грехах, а католический священник, находясь в неведении по поводу его второбрачия,  даст ему отпущение грехов, такое отпущение будет объективно недействительным. И наоборот, некатолик не должен исповедоваться в нарушениях сугубо церковных предписаний, которые обязывают только тех, кто был крещен в Католической Церкви или принят в её лоно (согласно 11 канону Кодекса канонического права или канону 1490 Кодекса канонического права Восточных Церквей).

Что касается тех грехов, которые могут быть отпущены только епископом или Святейшим Престолом (например, аборта), в отношении православного кающегося они не связывают, то есть священник может дать такое отпущение и назначить соответствующую епитимию, а также разъяснить тяжесть содеянного, — за исключением случаев, когда в православной Церкви тоже существуют похожие предписания в этой области.

Совсем иначе обстоит дело с протестантами. Даже если предположить, что по отношению к ним могут применяться те же правила, что перечислены выше, на самом деле наличие условий, необходимых для законной исповеди протестанта, практически невозможно.

Таинство Покаяния и вера в отпущение грехов на исповеди не является частью веры протестантских Церквей. И если бы даже нашелся верующий протестант, который бы искренне верил во все это, он бы в точности отвечал тому описанию недопустимых случаев, о котором шла речь выше: это верующий с «полемическими и синкретическими» настроениями, который, вероятно, не совсем разделяет веру своей собственной Церкви, но и не может сделать шаг к полноте веры, присоединяясь к Католической Церкви. Поэтому ни о какой действительной Исповеди как Таинства для протестанта не может быть и речи: разумеется, он может свободно попросить о духовной беседе  с католическим священником, но исповедью это можно будет назвать только в «бытовом» значении этого слова.

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна