Мнения некоторых священнослужителей РПЦ о «крещенских купаниях»

Мнения некоторых священнослужителей РПЦ о «крещенских купаниях»

Бывший правящий епископ Ишимский и Сибирский РПЦЗ, а ныне заштатный епископ Домодедовский МП Евтихий (Курочкин), настоятель Богоявленского собора (г. Ишим) известен как противник купаний в зимней «иордани». Своими переживаниями на эту тему православный архиерей поделился с журналистами:

36983.pДа, я против крещенских купаний. Почему?

Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа — не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.)

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4).

Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать.

Третье. Крещенское купание — это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, — чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто — «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»).

Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха.

Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях!

Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25).

Поэтому я категорически против крещенских купаний.

***

Доцент Московской духовной академии (МДА), главный редактор портала «Богослов.ру» протоиерей Павел Великанов призвал россиянок не искушать мужчин своими селфи в социальных сетях после крещенских купаний. Об этом он заявил вчера Агентству городских новостей «Москва»:

1IMG_0476«Хотелось бы призвать любых пользователей социальных сетей помнить о том, что если мы за всякое праздное слово дадим ответ, то тем более мы дадим ответ за неправильные, смущающие и соблазняющие изображения, которые мы публикуем в социальных сетях. В Евангелии Спасителем ясно сказано — если глаз твой соблазняет тебя, лучше его вырвать, нежели лишиться Царства Божия. Так что большого значения не имеет, будет ли это изображение женщины, на котором она в купальнике с визгом бросается в ледяную воду, либо это будет фото, на котором женщина вальяжно разложила себя на шезлонге под лучами палящего солнца. Любое соблазнение — это грех», — сказал о. Павел.

Протоиерей также отметил, что традиция купания на Крещение является исключительно народной и прямого отношения к самому празднику не имеет, а свою широкую популярность данный обычай получил уже в позднейшую эпоху.

«Он оброс различными народными мифологемами: некоторые думают, что если искупаться в проруби или источнике в день Богоявления, то произойдет оставление грехов, и люди начнут новую жизнь — как если бы они снова крестились. Но таинство Крещения — это не какое-то магическое купание в ледяной воде, а прежде всего «обещание Богу доброй совести», и совершается единственный раз в жизни. Понятно, что к православному вероучению подобные мифы не имеют никакого отношения», — добавил протоиерей.

«И этот праздник достаточно трагичен. Потому что человечество сваливает на плечи Христа свои проблемы, чтобы он потом с ними разбирался ценой собственной жизни. И, наверное, это не самое лучшее время представлять себя нагишом в социальных сетях», — подчеркнул представитель РПЦ МП.

 

1486013307Только в Москве, по сообщениям СМИ, было подготовлено 59 мест на городских водоемах для проведения крещенских купаний. Также сообщается, что было задействовано около 1,6 тыс. сотрудников правоохранительных органов. Общая численность сил обеспечения безопасности составла 2,4 тыс. человек и более 180 единиц техники. По данным пресс-службы ГУМВД по Москве, в этом году в крещенских купаниях в столице приняли участие более 130 тыс. человек.

Всего же по России более 1,8 млн человек приняли участие в крещенских купаниях, сообщает пресс-служба МЧС.

 

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна