Миссия: директор Католической школы (часть 2)
«Сибирская католическая газета» публикует окончание интервью с отцом Коррадо Трабукки OFM, директором Католической школы Рождества Христова в Новосибирске.
(Начало интервью СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ)
— Отец Коррадо, Вы рассказали про основные вопросы, которые нужно решать директору Католической школы. А какие трудности возникают на пути их решения?
— Э-э-э, трудности!
Например, когда ребенок, который приходит в школу, требует специального подхода. Такие психологические вопросы, как гиперактивность. И что тут делать? Физический момент очень важен, потому что тело, сердце и разум должны быть в гармонии. Этот францисканский принцип мы уже отмечали выше. Так вот, у нас есть чемпионат школы по футболу. И когда я вижу этих мальчишек на поле, то они в моих глазах преображаются. Законы спорта делают их более ответственными: нужно играть, нужно уважать партнеров и соперников. В этом году наконец-то появился среди них судья: «Я буду судьёй». Пожалуйста. Вот тебе карточки – красная, жёлтая. Правда, пока никого не выгнали. Но если вдруг слышаться маты, то они без разговоров получают красную. И дети стараются уже не допускать этого.
Какая ещё мысль в этой игре в футбол? Быть командой, уметь быть вместе. Это интересно! Например, некоторые детишки, которых мы называем «проблемные», которые не хотели ходить в школу, не хотели учиться, вдруг начинали играть в футбол. И становились капитанами команды. Это были уже другие дети, они начинали чувствовать собственную ответственность.
То есть, игра в футбол стала замечательным педагогическим средством.
Этой зимой в нашей школе появится возможность играть в настольный футбол. Посмотрим, не сломают ли они его сразу? (смеётся).
Потом могут быть трудности с родителями. Есть родители, которые требуют и задают ребёнку довольно высокий уровень. Настраивают и его, и свою самооценку: «Мой ребёнок – самый лучший. Самый, самый, самый…». Но в действительности это не совсем так. И вот он получает тройку. Трагедия! Но родители должны общаться в такие моменты, а не кричать, не ругать, не топать ногами.
Сами дети тоже имеют гордость. И к другим относятся надменно. Таких нужно воспитывать.
Ещё я очень печалюсь и переживаю, когда родители имеют финансовые проблемы. Иногда даже не могут оплатить ребенку обед в школьной столовой. И тогда я им, конечно, помогаю.
Трудностями я считаю и те случаи, когда родители не выполняют свою родительскую задачу, не хотят заниматься своим ребенком, безразличны к его воспитанию. Я тоже об этом уже говорил. Но и снова повторю. Ведь такой ребенок в школе не хочет учиться, и дома сидит, смотрит телевизор или компьютер. Как с таким потом общаться? Он не умеет нормально поддерживать разговор, невнимателен, ленив. Как и что им сказать, чтобы они поняли тебя? Поэтому очень нужно, чтобы папа и мама как можно больше времени занимались с ребенком, были рядом, участвовали в его жизни, в его воспитании.
Опять про мои наблюдения. Вот, например, мы устраиваем праздник. И бывает, что иногда родители не могут присутствовать на нём: или работают, или по какой-то другой причине. И выступление такого ребёнка без родителей становится бледнее, без огонька. Он, конечно, выступает, делает всё как надо, но… Однако, только он видит маму, которая пришла – всё! Сразу же выступление становится другим! Это интересно. Вот насколько важно, чтобы мама и папа были в такие минуты рядом. Наверное, больше мама, потому что папы – они все работают. Поэтому самыми частыми зрителями всё-таки бывают мамы и бабушки. И дедушки.
— Расскажите, как работа учебных заведений, принадлежащих Ордену францисканцев, организована в целом? Есть какая-то система?
— Я уже говорил о том, что мой Орден имеет различные школы и университеты по всему миру.
Например, в Африке у нас 34 образовательных центра. Сюда входят и начальные школы, такие как наша, и большие университеты. Всего в них несут миссию 65 моих собратьев-францисканцев.
А только в Латинской Америке – уже 162 подобных центра. Это школы, колледжи, институты, университеты. Там работают 195 братьев (не считая других сотрудников и преподавателей).
Азия – 41 образовательный центр и 93 брата. Сюда же, кстати, входит и наша школа, поскольку Сибирь относится к Азии.
В Европе у нас 44 школы, гимназии, университеты. И 236 братьев, не считая остальных сотрудников.
Австралия и Океания – 1 учебное заведение и 5 братьев.
США – 19 образовательных учреждений, 80 братьев-францисканцев.
А в России – 1 учреждение и 3 брата. Это как раз мы и есть.
В Ордене есть, безусловно, своя выработанная и отточенная педагогическая система. Есть свой образовательный базис, в который входят История, Педагогика, Философия. И там, где мы находимся на миссии, стараемся привнести наш особый стиль. Я упоминал отношение к Природе, которое имеет специфическое значение в нашей воспитательной традиции. Говорил, что все науки рассматриваются в позитивном ключе, потому что францисканцы смотрят на разные науки – будь то биология, химия, физика, ботаника, медицина – все это дар Божий.
— А чем ваша педагогическая система отличается, например, от знаменитой учебной традиции иезуитов?
— У иезуитов всегда была ставка в основном на высшее образование. И это система заточена в первую очередь на достижение довольно высокого университетского уровня.
— Какие сильные стороны вашей Католической школы Вы могли бы перечислить? В чем её уникальность?
— Первое: мы рассматриваем школу, как семью, как нашу общину, нашу команду. Это очень много значит. Это наш знаменитый францисканский дух. Мы все – братья. С родителями, с педагогами. Я для всех дедушка. Для учителей могу быть отцом, а для всех детей – дедушка. То есть, опять-таки, как семья. А дедушка имеет свои слабые стороны. Он всех любит. И никого не ругает. С детьми и нужен такой поход: быть терпеливым как дедушка. Уметь пошутить…
— Или кого-то наказать?
— Нет. Для меня важно, чтобы ребенок был занят. Если он занят, то наказывать никого не придется. Играем ли, делаем ли что, или изучаем. А вот если ребёнок не занят, тогда он и начинает делать глупости.
И ни в коем случае нельзя кричать. Нельзя!
А вот общаться, что-то делать, гулять на улице – на это дети очень хорошо реагируют. Ведь когда чистый воздух, тепло, учеба, питание, внимание, молитва – что ещё надо в этом возрасте?
Школа наша небольшая. И я люблю за ними наблюдать, когда их приводят утром. Они ещё спят. И я их начинаю по-доброму провоцировать, пробуждать. «Добрый день, Миша! Как дела?» — и Миша сразу пробуждается. (Улыбается).
Наши учителя. Они прошли через особый отбор. Иногда приходит новый учитель, бывает, с красным дипломом. А с детьми – никак не может. Но если ты не умеешь общаться с детьми, то это не твоё место. А наши учителя все очень хорошие. Иногда я говорю, что, если бы я открыл школу в Италии, я бы хотел, чтобы там были именно такие учителя, как у меня здесь. Достоевский сказал, что «учитель – это штука тонкая». И чтобы сложился учитель, нужны поколения, опыт, накопление. Школу из кирпичей ты построить можешь. А вот чтобы сделать учителя, выстроить коллектив, подобрать сложить, научить – нужно гораздо больше времени. Они тоже должны постоянно жить в мире информации, учиться, узнавать, анализировать, пробовать.
Потом, наши священники воспитывают религиозное чувство, настраивают маленького человека с самого начала на серьезное отношение к жизни, обретению её смысла. Наши праздники, наши общие молитвы, наши общие радости – они, видя всё это, уже не будут говорить о религии, что это опиум. Наоборот, религия дает человеку духовную силу, вдохновение, смелость и свободу. Мы и нашу историю теперь лучше знаем – Ветхий и Новый завет, история о человеке и его отношениях с Богом. Так же воспитывается и уважительное отношение к другим религиям: иудейству, исламу. Это все я считаю сильной стороной.
Хотел бы, чтобы сильной стороной нашей школы стала музыкальность детей, хоровое пение. Потому что музыка многое исправляет и даже лечит. Но это пока в проекте.
Хореография. Театр. Конечно, футбол!
Каждый класс у нас имеет свой цветочек. В начале учебы они его посадят. А потом все время заботятся о нём, смотрят.
С детьми важны два основных принципа. Первое: дети должны удивляться. Вот из семечка вырос цветочек. Удивляюсь. Вижу красоту. Снова удивляюсь. Слушаю классическую музыку. Удивляюсь.
После удивления должно быть какое-то интересное дело. Поэтому у нас в школе так любят театр. Потому что драма требует действия, акта. Нужно что-то делать. Например, когда зимой праздник святого Николая, к ним приходит переодетый в святителя Николая отец Грациан – с бородой, с мешком. А дети готовят к этой встрече театральную сценку.
И только потом, через удивление, через интерес и дело, можно начинать ребёнка обучать логике.
Некоторые соседние общеобразовательные школы, наблюдая за нами, переняли от нас две вещи. Первое – это методика патриотического воспитания. Это было ещё 20 лет назад, когда я ввел пение гимна России. И флаг мы поднимали. Итальянец, который учил детей любить свою Родину – Великую Россию.
Второе, что у нас «подсмотрели» – это наши праздники. Каждый праздник у нас готовится не по шаблону. Это трудно, но творческий дух является нашей визитной карточкой.
И, конечно, сильной стороной нашей школы является воспитание духовности. И это точно совершенно уникальная наша особенность.
— Как попасть ребёнку в вашу школу? Любой ребёнок, даже не католик, может стать учеником Католической школы Рождества Христова?
— Конечно! Любой желающий ребёнок соответствующего возраста может стать учеником нашей школы. Приходите! Мы всегда всем открыты. И это тоже наша сильная сторона. Потому что люди понимают, что мы здесь, чтобы учить их детей. И мы общедоступны. Потому что школа – это служение, это помощь семье развивать в детях общечеловеческие качества.
— Чем для Вас является школа?
— Это моя жизнь. Мне Бог дал это служение, эту миссию.
И это моя любовь. Школа, педагогика тоже ведь идут от любви. Это ваш знаменитый педагог Макаренко утверждал. Я прочитал его «Педагогическую поэму». Или знаменитый грузинский педагог Амонашвили.
— А мечта у Вас есть?
— Да, у меня есть мечта. Один раз пришел к нам в школу журналист, он из Германии. И спросил меня: есть ли у Вас мечта? А я ему ответил: моя мечта, что в Новосибирске будет открыт Христианский Университет. Когда православные, католики, протестанты – все смогли бы объединить свои возможности и сделать, создать такой религиозный экуменический Университет.
Я, конечно, понимаю, что это всего лишь мечты. Но мечты дают нам в жизни силу, наполняют её радостью, смыслом и вызывают желание их непременно достичь.
Материал подготовил А. Эльмусов