Космическая перспектива христианства
12 апреля в России отмечают День Космонавтики. В связи с этим в редакцию СКГ пришло очень интересное письмо от нашего читателя из Братска…
В феврале 1961 года на строительстве Братской ГЭС был представлен публике первый номер устного журнала «Глобус». Этому журналу предстояла долгая и счастливая жизнь под руководством его бессменного редактора Фреда Юсфина. Друзья называли Фреда Павловича в шутку «министром культуры Братска», и в этой шутке была немалая доля правды.
Но в 61-м славная история «Глобуса» только начиналась. Третий выпуск журнала запланировали на 12 апреля. Предполагалось, в числе прочего, поговорить о будущих полётах в космос. «Человек в космосе» – читали братчане в афишах, появившихся 3 апреля. В те времена не принято было заранее сообщать о предстоящих космических запусках, и до сих пор остаётся загадочным это удивительное стечение обстоятельств. 12 апреля поэт Марк Сергеев летит из Иркутска в Братск на «Глобус» и в самолёте узнаёт о полёте Гагарина! Пилоты вышли к пассажирам и сообщили им такую новость. Афиша «Глобуса» попадёт впоследствии в музей космонавтики в Звёздном городке.
Итак, 12 апреля 1961 года человек впервые совершил полёт в космос. Напомню, что у истоков отечественной космонавтики стоял Константин Эдуардович Циолковский. На его творческий путь оказало значительное влияние знакомство с Николаем Фёдоровым и другими представителями русского космизма – одного из основных направлений в русской философии Серебряного века (конец 19 – начало 20 века). «Космисты» были убеждены в том, что в бытии вселенной заложен определённый смысл. Этим смыслом задаётся космическая по своей природе и значению миссия человека. Смысл космического бытия лежит в основе культурно-исторического самоопределения человечества. Космизм исходит из христианского понимания космоса. Такое понимание предполагает наличие замысла, в данном случае – замысла Творца. Замечательный философ и богослов, отец Сергий Булгаков говорил : «То место, которое в творении принадлежит человеку как микрокосму, распространяющему себя и в макрокосм, определяет значение человеческого творчества. Бог, сотворив человека в полноте его потенциальных заданий, вверяет ему их осуществление».
14 апреля 1961 года президент США Джон Ф. Кеннеди провёл совещание на тему «Изучение значения полёта Гагарина». Именно Кеннеди (кстати, католик) стал инициатором разработки Лунной программы. Прошло восемь лет, и 20 июля 1969 года на Луну прибыл первый экипаж с нашей планеты. Майкл Коллинз оставался на лунной орбите в корабле «Аполлон-11», а Нил Армстронг и Эдвин Олдрин совершили посадку на поверхность Луны в специальном лунном модуле. Перед прогулкой по Луне Эдвин Олдрин принял – впервые в космосе ! – Святое Причастие. Для этого он предусмотрительно захватил с собой евхаристический хлеб и вино из пресвитерианской церкви в Хьюстоне. Причастие на Луне стало первым, но не единственным событием такого рода в космосе. Например, причащались на околоземной орбите астронавты-католики Томас Джонс, Сидней Гутьеррес и Кевин Чилтон в 1994 году.
Первые университеты зарождались на базе монастырских и приходских школ. Так, школа при соборе Нотр-Дам дала жизнь Парижскому университету. А в наше время достижения науки и техники открывают перед христианами космическую перспективу.
Александр Синодский