Конференция «Выбери жизнь» в Епархиальном центре им. епископа-исповедника Александра Хиры
8 декабря 2012 г. в Епархиальном центре им. епископа-исповедника Александра Хиры в Новосибирске прошла конференция «Выбери жизнь: социологические, психологические и этические аспекты проблемы абортов», организованная Преображенской епархией Римско-Католической Церкви, Культурным центром «Иниго» и организацией «Каритас» г. Новосибирска.
«Каждое насильственное вмешательство в развитие каждой отдельной жизни означает, что все продолжавшиеся миллиарды лет усилия Бога, через процесс эволюции создававшего достойное вместилище для Своего образа и подобия, оказались бы напрасны. Задумаемся об этом», — сказал в своем напутственном слове открывавший конференцию епископ Иосиф Верт. Отметим, что среди участников встречи были священнослужители и миряне Католической, Православной и Лютеранской Церквей.
На конференции прозвучали четыре доклада, первый из которых принадлежал психологу женской консультации поликлиники № 1 Марине Крыловой. В её докладе затрагивалась проблема психологических последствий аборта схожих с посттравматическим синдромом. Психологи-сторонники и психологи-противники аборта по некоторым, в том числе и субъективным причинам, значительно расходятся в результатах своих исследований. «Сторонники» утверждают, что не более, чем 1,4% сделавших аборт женщин, страдают психическими расстройствами. «Противники» изображают иную картину: от 50 до 60%. Однако и те, и другие сходятся в том, что аборт повышает риск психических расстройств и заболеваний. При этом психологические последствия аборта могут проявиться немедленно, а могут и спустя немалый срок. Часто сделанный аборт дает о себе знать такими проявлениями, как избегание воспоминаний и мыслей об аборте; отчуждение от людей, особенно мужчин; снижение интереса к жизни, повторное переживание аборта (например, в его годовщину) или, напротив, «вытеснение» самого факта содеянного. Часто на аборт женщину толкают внешние обстоятельства: отсутствие поддержки и помощи со стороны мужчины, мнение ближайшего окружения, отношение к абортам в обществе, социально-экономическая ситуация. Кстати, аборт может сказываться психологически не только на сделавших его женщинах, но и на мужчинах, на других детях в семье, у которых может развиться так называемый «синдром выжившего». В качестве терапии предлагается «терапия горя»: помощь может оказать даже неспециалист; необходимо признать факт гибели ребёнка, оплакать его, простить всех виновников и построить планы на будущее.
Далее выступил профессор Института Св. Фомы в Москве о. Петр Яшик, SJ, размышлявший об этических проблемах аборта в свете богословского учения Католической Церкви. Слово «аборт» происходит от латинского abortus – выкидыш; однако аборт не является спонтанным выкидышем или хирургическим изъятием уже мертвого ребёнка. Аборт – умышленное прекращение беременности и жизни плода. На протяжение истории имелись разные ответы на вопрос «когда начинается новая человеческая жизнь»? Платон и стоики считали, что с первым вздохом. Аристотель, а затем и Фома Аквинский – через 40 дней после зачатия у мальчика и через 90 дней у девочки.
Однако теперь мы знаем о процессе зачатия и развития плода намного больше. Если зигота, образующаяся при оплодотворении, не человеческая жизнь, то что же это? Если это просто ткань, то чья ткань? Зигота живет своей динамикой, отличной от динамики матери и отца, а позднее именно из неё развивается, проходя все стадии роста, человек. В традиции католической церкви аборты всегда осуждались, чему есть свидетельства начиная со II века (Дидахе, Послание Варнавы). Церковь защищает человеческую жизнь на любом её этапе, опираясь на пятую заповедь и сознание величия человека как образа Божьего. Но Церковь никогда не ставила жизнь ребенка выше жизни матери. Их жизни равноценны, а потому, в случае возникновения медицинских осложнений, спасать нужно обоих, если же меры по спасению жизни матери в качестве побочного эффекта приведут к гибели плода, это не является абортом.
Умышленно совершенный аборт влечет за собой отлучение от Церкви всех его вдохновителей и участников (Кодекс Канонического Права, 1398). Однако и согрешивших таким образом остается возможность покаяния, к тому же Церковь предлагает различную помощь женщинам, сделавшим (может быть, не совсем добровольно) аборт.
Свою презентацию о работе Московского центра планирования семьи «Homo Amans» представила Галина Масленникова.
Она подчеркнула, что суть планирования семьи заключается не в том, чтобы предотвратить зачатие, а в том, чтобы создать для него условия. Так же и женщина, которая желает сделать аборт, должна попробовать изменить личную парадигму: ребенок внутри неё – тот, с кем она уже вступила отношения любви, и ей предстоит решить, как именно он ее покинет – живым или мёртвым? Нынешнее время напоминает время Великих географических открытий – человек чувствует себя хозяином жизни. С другой стороны, немало страдает семья: разрушается её традиционная модель, дети рассматриваются как обуза, распространяется миф о безопасном сексе, тяжко ранящий общественное сознание в целом. Люди не хотят прочувствовать гармонию своего тела, понять своё предназначение: даже практикующие христиане отказываются доверить себя Господу и пользуются контрацептивами. Многодетные семьи становятся редкостью, что неудивительно в обществе потребления и погони за удовольствиями и удобствами. Однако усилия неравнодушных никогда не тщетны, личный пример и молитва – мощное оружие в любой борьбе. Даже 25% убежденных сторонников какой-то идеи или образа жизни достаточно для того, чтобы эту идею или образ жизни приняло всё общество. Нужно стремиться, чтобы принципы христианской биоэтики приняло хотя бы 25% россиян.
Материалы, касающиеся методов естественного планирования семьи можно найти на сайте: www.eps-metod.ru
После перерыва настал черед выступления представительницы православного Епархиального Центра защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского, профессора Новосибирского Медицинского университета Галины Крашениной. Главным заданием Центра является спасение жизни нерожденных детей. В этой связи проводится информационно-просветительская, социальная, методическая работа, сотрудники оказывают помощь в женских консультациях. В работе задействованы также священники. В 90-е годы в России резко снизилась рождаемость. По Новосибирской области в 1994 году зарегистрировано около 30 000 абортов, но уже к 2010 их стало вдвое меньше. Сейчас во всех крупных российских городах существуют православные Центры защиты семьи, стал широко отмечаться день небесных покровителей семьи Свв. Петра и Февронии, развивается и распространяется перинатальная психология – наука о жизни ребёнка в период внутриутробного развития. Однако медицинская среда в нашей стране на данный момент не готова в полной мере воспринять идею защиты жизни в утробе матери. Россия по-прежнему в «лидерах» по числу совершаемых абортов. Поэтому предстоит большая работа с молодёжью, в том числе и с мужчинами, поскольку женщины, принявшие решение сделать аборт, часто остаются непреклонными, а многие из них воспринимают борьбу за жизнь нерожденного ребенка как насилие над собой. К сожалению, эта точка зрения пока еще весьма распространена в обществе.
Последним выступал директор «Каритас» г. Новосибирска Петр Соколов, который рассказал о курируемом возглавляемой им организацией проекте «Материнская обитель Святой Софии». Эта обитель предоставляет кров женщинам с детьми, страдающим от насилия в семье и других социально-экономических факторов. Часто обращаются и нелегалы-гастарбайтеры, не решившиеся на «криминальный» аборт. Центр оказывает помощь в социальной адаптации молодых мам: важно не делать всё за них, а помочь им встать на ноги и построить разнообразные и прочные связи с окружающим миром.
Итоги конференции подвел Владыка Иосиф Верт, поблагодаривший всех докладчиков и присутствующих. Он отметил, что все мы находимся здесь благодаря чуду – чуду жизни, подготовленному сложнейшим эволюционным процессом и продолжающему развиваться по промыслу Божьему и при нашем содействии. Нам всем следует задуматься: каково оно, наше содействие? Насколько каждый из нас служит делу жизни? Что полезного мы делаем для Церкви, своей страны, всего человечества?
Вера Сёмкина