Католики в Салониках

Католики в Салониках

Греческие католики очень напоминают российских. Православное окружение, малочисленные общины, славная и интересные местные святыни. Например, собор Непорочного Зачатия Приснодевы Марии в Салониках.
– второй по величине город Греции. Он был основан в 315 году до н. э. царем Македонии Кассандром на берегу Эгейского моря. Новая столица объединила 26 поселений, в том числе и город Терми, давший название Термическому заливу, у которого и расположены . Кстати, греки называют город иначе – Фессалоники. Назван он в честь жены царя Кассандра и дочери Филиппа II Македонского, который нарек свою дочь в честь победы над Фессалией. Так что русское название города лишает название всей символичности.

К началу I века Салоники – один из крупнейших городов Римской империи и резиденция прокуратора. Полис переживает период расцвета, развиваются ремесла, торговля, письменность и искусство. Видимо, не случайно Салоники стали одним из первых пунктов и первым крупным городом в Европе, которые посетил во втором миссионерском путешествии апостол Павел в 50 году.

Thessaloniki_01

Как во всяком портовом городе, здесь жили и греки, и римляне, и евреи. У евреев в те времена была большая синагога, где три субботы кряду проповедовал апостол. Послушать проповедь святого Павла приходило множество людей. Многие из них стали основой первой местной христианской общины. С тех времен в городе сохранилось мало. Разве что торговая площадь – агора. Ее руины относятся уже к III веку, но возведены эти строения на месте тех, среди которых бродил апостол.

Впрочем, основные улицы современных Салоник в точности повторяют те, что пролегали здесь во времена святого Павла. Например, нынешняя улица Эгнатиа как под копирку ложится на место некогда главной улицы Via Regia (Царская дорога), или так наз. cardo, которая характеризовала любой римский город.

Павел, вынужденный покинуть Салоники, не забывал своих учеников. Им он посвятил два из своих многочисленных писем. Как говорят ученые, Послания Фессалоникийцам были написаны в самом начале пятидесятых годов I века, и это самые первые из дошедших до нас писаний Апостола языков.

В начале IV века Салоники становятся резиденцией римского правителя Галерия, зятя императора Диоклетиана. В этот период в городе возводятся величественные сооружения, ряд из которых сохранился до наших дней. В этот же период, во время гонений на христиан, здесь принимает мученическую смерть Дмитрий. С тех пор его имя прочно связано с этим греческим городом. Храм Святого Дмитрия Солунского, один из самых древних и почитаемых в этом месте, притягивает к себе верующих со всего мира.
При Константине Великом Салоники становятся одним из главных городов Византийской империи, который год от года возрастает в своем величии. Именно отсюда, из философского и духовного центра северной Греции, отправляются на миссию среди славян два проповедника и богослова – Кирилл и Мефодий.

Thessaloniki_03

После распада Византийской империи Салоники переходят от одних завоевателей к другим. Короткая передышка в первой половине XIV века превратила Салоники в культурный и христианский центр Эллады. Здесь возводятся великолепные , живут и трудятся выдающиеся ученые, иконописцы и богословы. Достаточно назвать имя епископа Григория Паламы, чтобы понять уровень духовного и богословского развития города.
Однако в 1430 году Салоники пали под натиском турецких войск. Разграбленный мегаполис стал похож на безлюдную пустыню, практически все главные храмы превращены в мечети. Лишь в 1912 году, в день памяти святого Дмитрия Солунского, греческая армия освободила столицу Македонии от турецкого ига.

Сейчас католическая община столицы греческой провинции Македония насчитывает около двух тысяч человек, собирающихся на молитву в храме, посвященном Непорочному Зачатию Пресвятой Девы Марии. Он расположен на одной из тихих и узких улочек в центре города. Среди лавочек, магазинчиков и зелени можно и не заметить ведущую в уютный церковный дворик арку с фигурой Приснодевы. На картах и в путеводителях храм не обозначен. Так что стоит запомнить его адрес: улица Фрагон, дом 19, – и то, что некоторым он известен как «церковь Франков» (Frankish church).

Первая небольшая церковь на этом месте появилась в 1713 году. Ее возвели около французского посольства иезуиты, которые с начала XVIII века занялись душепастырской работой среди местных иностранцев католического вероисповедания. Неудивительно, что храм был освящен в честь святого Людовика. Лишь в 1740 году церковь получила статус приходской; два года спустя она была значительно перестроена, так как уже с трудом хватало места для всех молящихся. В 1773 году, после ликвидации Общества Иисуса, вместо иезуитов душепастырская работа в Салониках была доверена священникам из Конгрегации святого Винсента де Поля. Так и остается по сей день.

Thessaloniki_06

В 1839 году в результате пожара, уничтожившего треть города, дотла сгорел и храм Святого Людовика, и располагавшийся рядом дом священников. На скорую руку, меньше чем за год, на этом месте была возведена новая церковь, посвященная уже Непорочному Зачатию Девы Марии. Она была достаточно скромной, и в конце XIX века было принято решение построить здесь новый храм. Этому способствовало также ослабление Османской империи и строительный бум в Салониках. В последней четверти позапрошлого столетия город активно перестраивается, возводятся новые общественные и административные здания.

В праздник Богоматери Розария – 7 октября 1896 года – настоятель прихода о. Эрик Хедре освятил краеугольный камень новой святыни. На нем были выбиты слова на латыни: «На сем камне создам Церковь Мою».
Чтобы не прерывать богослужений, первым делом была построена крипта, посвященная Святейшему Сердцу Иисуса, которую освятили спустя семь месяцев. Впрочем, и со строительством храма не затягивали. Проект собора был создан двумя братьями Виталианом и Кармелло Поселли. Несмотря на то, что среди прихожан были иностранные торговцы и предприниматели, денег на строительство не хватало, и значительную финансовую помощь оказали земляки настоятеля из Фландрии.

«В итоге мы возвели церковь, достойную нашего города, – писал о. Эрик Хедре. – Знатоки подчеркивают красоту здания, выдержанного в классическом романском стиле. Храм имеет в длину 40 метров, 37 с половиной метров в ширину. Главный алтарь, сделанный из белого итальянского мрамора, украшен фигурой Непорочной Марии, копией той, что изображают на чудотворных медальонах». Эту скульптуру настоятель освятил 8 декабря 1898 года. На эту дату планировалось освящение самого храма, но ураган разрушил крышу здания, и необходимо было делать значительный ремонт едва построенной святыни.

Thessaloniki_04

Лишь полтора года спустя, 3 мая 1900 года, епископ Агостино Бонетти освятил новый храм, посвященный Непорочному Зачатию Девы Марии. Колокольня церкви с часами и венчающий ее крест были видны со всех сторон малоэтажных Салоник. В самом храме был установлен лучший во всей Македонии орган, а специалисты отмечали великолепнейшую акустику. Окна собора были украшены витражами, а исповедальня сделана из белого итальянского мрамора. Новая католическая церковь стала украшением города, тогда еще мусульманского. В 1926 году храм стал кафедральным собором новоучрежденного Апостольского викариата Фессалоник.

Во время Второй мировой войны святыня подверглась бомбардировкам. Фактически от церкви остались лишь стены. Начался долгий процесс реставрации. Внешний вид храма значительно изменился. В главном алтаре, на месте уничтоженной фигуры Богородицы, был помещен скромный деревянный крест. Рядом с ним появились два образа: Благовещение и Сошествие Святого Духа, написанные известным греческим художником Тасавидисом.

Thessaloniki_10

На сегодняшний день кафедра Апостольского администратора Салоник вакантна, его обязанности исполняет митрополит Корфу. В сущности, сама администратура насчитывает лишь 4 прихода на всю северную Грецию. Всего на ее территории проживает около шести тысяч католиков, решительное большинство из них иностранцы. Впрочем, мы, российские католики, отлично знаем, что количество прихожан – не главное.

В самих Салониках помимо храма действует еще одна часовня, где служат мессы лишь по воскресеньям. В городе работают Школьные братья, которые занимаются Католическим колледжем, основанным еще в 1888 году, и Сестры Матери Терезы, прибывшие в Македонию в 2000 году.

Летом 2008 года центральный алтарь храма Непорочного Зачатия Девы Марии вновь украсила скульптура Богородицы. В том же году, в престольный праздник кафедрального собора, ее короновал венцом митрополит островов Корфу, Занте и Кефалинии архиепископ Яннис Спитериc. Корона, созданная на пожертвования прихожан, стала знаком благодарности Богородице за Ее опеку над местной общиной и всеми Салониками.

Михаил Фатеев

Фотографии с ресурсов: inthessaloniki.com и cathenoria-thes.org

 

 Источник: Gaudete.ru

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна