Католическая Церковь в Сербии — за диалог с православными
Искренность и повседневный диалог для обмена дарами — именно это нужно Церкви на Востоке и на Западе. В этом убежден католический архиепископ Белградский Станислав Хочевар, беседовавший на днях с корреспондентом ватиканской газеты «Оссерваторе Романо». Монсеньор Хочевар нарисовал подробную картину ситуации Католической Церкви в Сербии. Архиепископ настроен оптимистически: по его мнению, взаимное знакомство и молитва позволят исцелить раны прошлого и поделиться друг с другом дарами, которыми богаты как Запад, так и Восток.
Сегодня, — рассказывает монс. Хочевар, — с социологической точки зрения Католическая Церковь в Сербии является Церковью меньшинства. Католики принадлежат к разным национальностям: это венгры, хорваты, албанцы и другие этнические меньшинства. В этом разнообразии национальностей, а также обрядов, очень важно созидать единство в многообразии. Важно продвигать самобытность каждого из народов, но наряду с сознанием, что они принадлежат к единой Вселенской Церкви. И задача эта – не из легких: структуры Католической Церкви, служившие этому единству, во времена Югославии находились в Хорватии, Словении и Боснии, а сегодня католики Сербии, Черногории и Македонии оказались без собственных структур: Епископская конференция находится в другом месте, не хватает также людей для исполнения церковной миссии. Во времена Югославии католики составляли половину населения страны, теперь же – в Сербии – их число незначительно. Они находятся в диаспоре и должны искать новых путей для общения друг с другом и для диалога с Церковью большинства – Православной, с Церквами Реформы, с мусульманами и иудеями.
Монс. Хочевар считает приоритетами для Католической Церкви в Сербии диалог и подготовку священников и монахов. Призвание сербских католиков, – говорит архиепископ, – в том, чтобы продвигать европейскую интеграцию, открытую вместе с тем диалогу между Западом и Востоком.
Что касается отношений с Сербской Православной Церковью, то сейчас делаются первые шаги по сближению. В настоящее время католики и православные сотрудничают на уровне благотворительности в организации «Каритас», в сфере культуры. Католики и православные сотрудничают также в деле возвращения благ Церкви, конфискованных после Второй Мировой войны, и совместно прокладывают себе дорогу в средства массовой информации. Всё это, – поясняет монс. Хочевар, – помогает быть более внимательными к специфике друг друга. Например, очень важно понять, что на Востоке особое место занимает Литургия, созвучие между Церковью и государством, здесь ставится особый акцент на Поместную Церковь. Поэтому Православная Церковь имеет не такую структуру, как Церковь на Западе, единая под предстоятельством Римского епископа. Осознание этих различий открывает путь плодотворным отношениям и обмену дарами, а их немало: например, в православии это внимание к литургии, к действию Святого Духа, к Святоотеческому наследию, а в католичестве – забота о ближнем и социальная доктрина. Точно так же, на Востоке подчеркивается традиция, а Церковь на Западе уделяет большое внимание историческому развитию. Все эти различия, всё это богатство должны стать «двумя легкими» диалога.
Монс. Хочевар считает, что одним из пунктов диалога должна стать «каноническая территория» — понятие, которое следует пересмотреть в эпоху великих миграций.
Отсутствие совместных Вселенских соборов привело к развитию разных пастырских традиций. И если соборы Католической Церкви на протяжении веков продолжали укреплять ее внутреннее единство, то Православные Церкви не имели таких соборов уже тысячу лет. Поэтому мы общаемся с различными Поместными Церквами, каждая из которых охарактеризована собственной традицией и которые по-разному относятся к задачам современной эпохи. «Я спрашиваю себя, — говорит монс. Хочевар, — что мы, христиане, можем сделать для того, чтобы устроить совместный Вселенский собор? Я всегда открыто приглашаю христиан Востока и Запада не проходить мимо этого исторического момента, кайроса, не терять из виду наития Святого Духа, зовущего нас к новой встрече и к новому послушанию».