Канны: истории боли и надежды в последние дни кинофестиваля
Подходит к концу 65-й Международный Каннский кинофестиваль. В этом юбилейном году его основу составляли самые разнообразные истории. Любовь, смерть, старость, судьба.
За последние два дня официальный конкурс кинофестиваля адаптировался к немного депрессивной погоде, которая пришла в этот тихий приморский город, посреди грозового ливня и драматических новостей об итальянском землетрясении.
Среди фильмов, которые с подобной атмосферой посвящены закату жизни, картина «Любовь» австрийского режиссёра Михаэля Ханеке рассказывает о последних днях пары парижских интеллектуалов, чья счастливая жизнь, составленная из мелких ежедневных жестов, концертов классической музыки, доброго чтения и сладких воспоминаний о прошлом, была внезапно прервана тяжёлой болезнью. Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива, великолепные исполнители исконно французского кино, дали душу и тело своим двум персонажам, брошенным на произвол судьбы.
Терпение, страдание и уважение человеческого достоинства читаются в каждом фрагменте этого фильма. Ханеке не щадит зрителя демонстрацией физического угасания и тихого отчаяния героев; сострадательного, а иногда циничного непонимания других, и надолго оставляет в памяти сильнейшие сцены, среди которых полёт голубя по квартире человека, оставшегося в одиночестве. Пойманная птица в руках героя дарит тепло, и тогда через пелену горя прорывается жизнь.
Напротив, в сторону меланхолии движется комедия о старости под названием «Как влюбленный» Аббаса Кияростами. Иранский режиссер выбрал Японию, чтобы рассказать ещё раз о нелёгком пути людей между истиной и ложью. Это фильм о встрече пожилого бывшего учителя и молодой девушки для эскорт-сопровождения. Два главных героя, один со всем опытом прожитой жизни, другая – с юным безрассудством, встречаются на поле лицемерия, желают нарушить этические ценности, но при этом сохранить уважение к себе. Однако, как известно, всё тайное становится явным и, в конечном итоге, наступает разоблачение. Киаростами, который в последние годы снимает в более лёгком жанре, несколько растерял ту поэзию, которая была свойственна его иранским пейзажам. В режиссёрском мастерстве ему никогда не отказать, однако то дыхание, которое вдохновляло его ранние фильмы, теперь немного угасло.
Несмотря на преклонный возраст, продолжают поражать свежестью работы французского режиссёра Алена Рене, который в фильме «Вы ещё ничего не видели» преподносит зрителю одно из самых оригинальных и необычные размышлений о кино и театре, искусстве и жизни, любви и смерти. Объединив в одной кинематографической форме две пьесы Жана Ануя, Рене создает головокружительное представление. Театральный режиссёр созывает актёров, которые участвовали во всех его постановках, и просит их ещё раз воплотиться в своих персонажей, совместно с актёрами нового поколения.
Находясь перед сценой, старые актёры играют параллельно с младшими коллегами по цеху. С высоким психологическим накалом искусство и жизнь празднуют здесь свою встречу.
Если истории Ханеке, Киаростами и Рене склоняются, в целом, к меланхолии, то гораздо более энергичными и исполненными надежды кажутся два фильма из внеконкурсной программы фестиваля: «Дети Сараево» Аиды Бегич и «Придержи» Рашида Джайдани.
В первом фильме режиссёр из Боснии рисует портрет потерянного поколения, сирот гражданской войны в стране, оказавшейся заложницей старых пороков, презрения к другим и коррупции. Следуя за своим главным героем, Бегич не теряется в сценарных сплетениях, но идёт к самой сути, восстанавливая достоинство со стороны побежденных.
Рашид Джайдани, бывший актер Питера Брука, исключительный писатель и режиссер-документалист, говорит о сложной истории алжирцев, живущих в Париже, и увлечённых традициями африканской молодежи. Это история противоречивой любви, которая в итоге побеждает. Фильм снимался в течение четырех лет, со множеством трудностей, но в полной независимости, его отличает увлекательная энергия, прекрасная актёрская игра и неудержимый оптимизм. Зрители отнеслись к нему как к «большому сюрпризу кинофестиваля». В ожидании заключительных показов, также и мы присоединяемся к этому мнению, с тем же чувством благодарности.
Источник: Радио Ватикана