Как смартфоны и соцсети влияют на христианство
Многие христиане теперь отправляют религиозные обряды и исповедуют Христа с помощью различных мобильных приложений и даже интернет-мемов. По мнению обозревателя BBC Future, в связи с этим возникают интересные вопросы по поводу будущего крупнейшей мировой религии.
Девять лет назад, когда священник Пит Филипс приехал в Дарем, его вышвырнули из городского собора.
Поводом для изгнания послужило то, что он, сидя на скамье, читал Библию на экране мобильного телефона. Пользоваться мобильниками в храме не разрешалось, а прихожанин, следивший за порядком, не поверил, что телефон необходим новому члену общины для молитвы. И потребовал, чтобы тот вышел.
«Меня это немного задело, — признается Филипс, который возглавляет «КОДЕК», Центр исследования вопросов применения цифровых технологий в богословии в Даремском университете (Великобритания). — Но это было в 2008 году».
В 2018-м исполняется тысяча лет со дня основания Даремского собора. Однако политика храма в отношении использования телефонов теперь полностью соответствует духу времени.
«Посетителям разрешают фотографировать, читать с телефона богослужебные тексты — ну просто всё, что душе угодно, — говорит Филипс. — Отношение изменилось, потому что сегодня ограничивать людей в пользовании мобильником — это все равно что заставлять их отрубить себе руку».
Более снисходительное отношение к телефонам — это не единственное изменение в жизни церкви, возникшее в результате научно-технического прогресса последних нескольких лет.
Развитие разнообразных приложений и социальных сетей меняет представления многих из ныне живущих двух миллиардов христиан о том, как можно исповедовать свою веру, и даже о том, что значит быть верующим.
Начав свое пастырское служение в англиканской Церкви св. Девы Марии в деревушке Хонли с населением в 6 тысяч человек, расположенной в 8 километрах к югу от города Хаддерсфилда, священник Лайам Бидл стал самым молодым викарием в британском графстве Йоркшир.
Он ведет страницу прихода в «Твиттере», а его коллега — страницу церковной общины в «Фейсбуке».
Его Преосвященство епископ Лидский Ник Бейнс, возглавляющий епархию, к которой относится приход Бидла, одним из первых среди епископов стал вести блог — в церкви его прозвали «епископом-блогером».
Впрочем, сравнивая реакцию церкви на развитие социальных сетей с теми действиями, которые она предприняла в ответ на появление печатного станка, Бидл констатирует: «Разница состоит в том, что на изобретение печатного станка мы откликнулись одними из первых. А вот реакция на появление соцсетей, по-моему, запоздала — мы уже пытаемся запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда».
В связи с повсеместным распространением смартфонов и соцсетей игнорировать их становится все труднее. Новые технологии меняют представление о способах отправления религиозных обрядов.
По словам Филипса, различные религиозные группы используют интернет-технологии для обмена опытом и молитвы. «Однако эти технологии формируют восприятие и самих верующих и меняют их поведение».
Сегодня, если прихожанин христианской церкви копается в своем мобильном телефоне во время богослужения, это зачастую означает, что он ищет приложение YouVersion с текстом Библии. Это приложение с момента его появления в 2008 году скачали более 260 миллионов пользователей во всем мире.
Такой же популярностью пользуются и приложения с текстами Торы и Корана.
«Освоив компьютер, христиане первым делом стали создавать электронные версии Библии», — рассказывает Филипс.
Затем эти электронные версии стали скачивать на телефон. «В какой-то степени текст Писания в мобильном телефоне уже заменил бумажную версию Библии».
По данным компании, создавшей приложение YouVersion, это приложение использовалось в общей сложности более 235 миллиардов минут, при этом пользователи пометили для себя 636 миллионов стихов из Библии.
Однако чтение Библии с помощью подобного приложения может изменить общее представление о Книге Книг.
«Бумажная Библия — довольно объемная и сложная книга, которую необходимо постоянно листать туда-сюда, — поясняет Филипс. — Но читатель понимает, что Откровение — это последняя книга Библии, Книга Бытия — первая, а Псалтирь где-то посередине».
«В электронной версии всё не так, никаких границ не существует. Ее не надо листать, она сразу открывается в нужном месте по запросу пользователя, и ему не надо знать, что идет до, а что — после».
Коллеги Филипса по научному цеху сейчас изучают, как именно фрагментарное знакомство с Библией может изменить представление человека о Священном Писании: оказывается, способ чтения религиозных текстов вполне может повлиять на их толкование.
К примеру, как показывают исследования, текст, прочитанный с экрана, обычно воспринимается более буквально, чем текст в настоящей книге.
Кроме того, такие эстетические характеристики текста, как широкий контекст и эмоциональная насыщенность, также лучше воспринимаются именно при чтении текста на бумаге.
В текстах религиозного характера эти различия могут сыграть ключевую роль. «Читая текст с экрана, человек обычно отбрасывает всю эмоциональную составляющую и выхватывает только информацию», — утверждает Филипс.
«Это прагматичное чтение, не такое, для которого создавалась Библия. В итоге прочитанное воспринимается как статья из Википедии, а не как священный текст».
Некоторые полагают, что чересчур буквальное понимание религиозных текстов может способствовать развитию фундаментализма.
Филипс приводит в пример рассказ о сотворении мира из Книги Бытия: если принять, что этот процесс продолжался шесть дней, придется считать, что ученые ошибаются.
В то же время за счет распространения социальных сетей и децентрализации религиозной деятельности наблюдается расцвет вполне определенного тренда в христианской практике: многие уже не чувствуют потребности заходить в храм.
По данным опроса, проведенного исследовательским центром Pew, каждый пятый католик и каждый четвертый протестант в США редко посещает церковные богослужения или вообще не ходит в церковь.
Приложения и социальные сети, в которых размещаются стихи из Библии, как будто позволяют исповедовать свою веру в частном порядке, через экран телефона.
Каждый теперь может выбирать из Писания только то, что ему нравится, отбрасывая не полюбившиеся догмы.
Многие люди, которые вроде бы считают себя христианами, строго говоря, могут даже не верить в Бога Отца, во Христа или в события, описанные в Библии.
«В цифровую эпоху христианство начинает мутировать, — рассказывает Филипс. — И этот нарождающийся новый вид христианства во многом опирается на мирские этические нормы».
В новом формате веры, который называют нравственно-терапевтическим деизмом, упор сделан на такие принципы религиозного мировоззрения, как благотворительность и нравственность, а не на представление о том, что Вселенная сотворена всевидящим и всемогущим божеством.
Впервые эта новая форма религии была описана социологами в 2005 году, однако с развитием интернета и социальных сетей ее популярность резко возросла.
«Люди стремятся получить более личный религиозный опыт», — утверждает Хайди Кэмпбелл из Техасского университета A&M (США), которая изучает взаимодействие религии и цифровой культуры.
«Люди XXI века предпочитают такой обобщенный образ божественный образ Богу, активно вмешивающемуся в их жизнь; кроме того, они предпочитают Христу менее конкретного Бога-Отца, — поясняет Филипс. — Он стоит у них за спиной и позволяет им жить своей жизнью в отличие от Христа, Который входит в жизнь и меняет в ней всё».
Обмен цитатами из Библии в социальных сетях позволяет верующим читать то, что им нравится, а не сидеть и слушать по воскресеньям чтения дня, выбранные священником.
Более того, библейские стихи соревнуются между собой по популярности, и их распространение определяется тем, насколько они приемлемы для широкой аудитории.
Самые популярные цитаты, которые добавляют в избранное, отмечают и публикуют в соцсетях через приложение YouVersion, чаще всего отражают щадящие мирские идеалы нравственно-терапевтического деизма.
К примеру, многих волнуют вопросы внутренней духовной борьбы или способы снижения тревоги, а не жизни во славу Божью.
Избирательный подход к вере отнюдь не нов, но теперь создать свою личную персонализированную систему религиозных убеждений стало проще, чем когда бы то ни было.
«Интернет и социальные сети дают людям для этого более конкретные способы, — утверждает Кэмпбелл. — Расширился доступ к информации и разнообразным точкам зрения, появилась возможность задавать свой собственный ритм духовной жизни и выбирать свой индивидуальный путь».
Это касается и упоминания в мемах библейских героев. В 2012 году стремительно распространился мем «Христос в рассказах», который сохраняет свою популярность и по сей день: поверх классических изображений и икон наносится пересказ библейских стихов разговорным языком. Среди других подобных мемов — «Христос-зайчик» и «Христос-республиканец».
Возможно, многие из этих мемов изначально носили шуточный характер, но они используются и для распространения религиозных убеждений.
«Люди используют мемы для возбуждения споров по поводу веры и утверждения своих убеждений, — заявляет Кэмпбелл. — Передать через мем истину о Боге во всей ее глубине не получится, но можно кратко изложить суть, чтобы привлечь внимание людей, используя мем как приманку».
То же относится и к заметкам в «Твиттере». По всему миру можно найти храмы, где прихожан поощряют выкладывать в эту соцсеть цитаты из проповедей.
Однако это может послужить поводом для разногласий. Несколько лет назад один британский собор стал публиковать в «Твиттере» богослужения.
«Возник вопрос о том, насколько это допустимо, — говорит Бидл. — Думаю, он еще не решен. В качестве одного из аргументов, наверное, можно привести то, что, уходя в «Твиттер», прихожанин перестает активно участвовать в богослужении».
Более того, есть опасения, что несколько коротких записей в «Твиттере» не могут достоверно передать сложные и тонкие понятия.
«Когда человек общается с помощью сообщений размером не более 140 символов или 7-секундных видеороликов, ему приходится довольствоваться сжатым изложением», — поясняет Кэмпбелл.
«Есть тенденция к упрощению или распространению стереотипов. Ведь смысл не только в том, чтобы использовать инструменты, но и в том, чтобы относиться к ним с должным уважением».
Возможно, потому-то в 2008 году в Даремском соборе к Филипсу с его телефоном и отнеслись так настороженно.
Впрочем, по мнению Кэмпбелл, сегодня во всех религиях — не только в христианстве — наблюдается отход от традиционной модели проповеди с амвона.
«Цифровая эпоха предполагает двустороннее общение. Люди приходят с определенными ожиданиями по поводу жизни в общине и той степени свободы, которая будет им предоставлена, так что культовым учреждениям приходится либо адаптироваться к этим ожиданиям, либо становиться исключением из общего правила».
Впрочем, что-что, а адаптироваться христиане умеют — опыт почти двух тысячелетий научил.
Источник: ВВС