Как отпраздновали Вербное воскресенье
Особенность празднований Вербного воскресенья в Москве предопределил тот факт, что в этом году даты Пасхи по Григорианскому и Юлианскому календарю совпадают, поэтому и Страстная седмица началась у католиков и православных в один день.
В католическом Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Мессу Страстей Господних возглавил архиепископ Павел Пецци. Мессе предшествовал обряд освящения верб и процессия. В приходе Св. Ольги московского микрорайона Люблино, основу которого составляет община некатехумената, процессия с громким пением «Осанна!» прошла по окрестным улицам, что вызвало живую заинтересованность жителей этого спального района, наблюдавших за происходящим из окон.
А в приходе Кафедрального собора особую значимость придавали субботнему богослужению Крестного пути, которое намеревались провести на улицах Москвы, подобно процессии на праздник Божия Тела. Однако местные власти такого разрешения не дали, так что процессия во главе с архиепископом Павлом Пецци лишь обошла трижды вокруг храма. В богослужении приняли участие различные католические общины и движения города Москвы, например, «Причастие и освобождение», «Неокатехуменат», «Салезианский ораторий», армянская община, община прихода Свв. Апостолов Петра и Павла. Каждая из таких групп подготовила свое размышление на одно из стояний Крестного пути и соответствующие песнопения.
В конце богослужения архиепископ Павел Пецци обратился к собравшимся со словом наставления, в котором объяснил символику Креста Христова и его значимость в жизни каждого христианина, также являющейся крестоношением. Благодаря силе Креста бедные семьи могут принимать детей, которых даровал им Бог, не считая это безумием или, как некоторые говорят, даже преступлением; а слабые и грешные люди переживают чудо рождения к новой жизни и творят дела милосердия, превосходящие их возможности. И на богослужение Крестного пути Своих чад собрал именно Христос, а не какие-то чисто человеческие соображения.
В Испании характерными атрибутами празднования Пальмового (Вербного) воскресенья являются так называемая боррикита, т.е. «ослица», и «белые пальмы». Кроме того, в этот день принято примерять обновки, называемые эстерно.
Боррикитой («ослицей») называется процессия, шествующая по улицам испанских городов и сел в память торжественного входа Иисуса в Иерусалим. В процессии участвуют одни только дети, одетые в традиционные костюмы, со шляпами на голове. В Севилье члены возникшего во второй половине XIV века архибратства «Боррикита» несут огромную фигуру Иисуса Христа, сидящего на осле (фигура сделана в XVIII веке). В этой процессии принимают участие десятки тысяч людей.
В этот день также освящают ветви оливкового дерева и «белые пальмы» из региона Эльче. Листья дактиловых пальм отбеливаются с помощью специальной техники, а затем эти ветви расходятся по всей стране. Первое упоминание о процессии с белыми пальмами в Эльче относится ко второй половине XIV века. В Испании известны и мастерски сплетенные пальмы родом из Барселоны, красочные и издалека бросающиеся в глаза.
В Иерусалиме на Пальмовое (Вербное) воскресенье в базилике Воскресения собрались представители всех христианских общин Святой Земли, а также многочисленные паломники со всех уголков земного шара. Второй год подряд обряды Страстной недели отправляются всеми христианскими Церквами в одно и то же время. Католическую Мессу у Гроба Господня и традиционную процессию с пальмами возглавил латинский Патриарх Иерусалима Фуад Твал.
Торжественная церемония освящения пальмовых и оливковых ветвей состоялась у часовни Воскресения. Затем процессия с пальмами три раза прошла вокруг пустого Гроба Господня, а затем двинулась к Голгофе, к «камню помазания». Месса с участием 90 священников с разных концов земли была отслужена на алтаре Св. Марии Магдалины.
Следующим традиционным мероприятием стала процессия во второй половине дня с участием тысяч верных из Святой Земли и паломников. Ее маршрут пролегал от Елеонской горы до Старого города и был максимально приближен к маршруту пути, которым Иисус Христос шествовал на Голгофу. Трасса в несколько километров соединила санктуарий в Виффагии с двором церкви Св. Анны вблизи Храмовой площади, где и было преподано благословение реликвиями Святого Креста.
Процессия с пальмами в Иерусалиме не только служит воспоминанием Входа Господня в Святой Город, но и имеет характер свидетельства веры, даваемого Его современными учениками окружающему миру. Это свидетельство имеет особое значение в наши дни, когда количество христиан в Святой Земле неуклонно сокращается. Находящиеся в меньшинстве местные христианские общины открыто заявляют о своей вере, и их поддерживают паломники, представляющие христианские общины со всего мира.
Перевод: Сибирская католическая газета