Из проповеди Владыки Иосифа Верта 27 октября 2013 г
Подходит к концу Год Веры, и мне кажется, что мы так мало говорим о нашей вере. А ведь это – самое прекрасное, что только есть в этой земной жизни. Вера указывает путь, ведущий к жизни вечной, где уже не будет ни слез, ни боли, ни смерти, а только бесконечные радость и блаженство.
В прошлое воскресенье мы вспоминали 20-летие нашей предсеминарии и молились о ее воспитанниках и воспитателях, молились о духовных призваниях, особенно в нашей стране. Сегодня предсеминария приглашает нас в гости, и мы имеем возможность лучше и больше узнать о ней. Мы можем задать вопросы и услышать кое-что о призвании, которое для мирян окутано таинственностью. Как узнать, что Господь призывает тебя? И как можно решиться оставить мир и всё, что в нем, и прожить всю свою жизнь подобно солдату, подобно воину?
В нашей стране было и есть много военных. Мы знаем, что семьи офицеров постоянно живут «на чемоданах». А тут еще больше: даже семьи нет! Как можно так жить? Призвание можно постичь постичь, понять, только в свете веры, только в молитве.
Когда я вернулся домой из армии и начал думать о духовном призвании, я, разумеется, стал еще усерднее молиться. Мама в то время рассказывала, что какая-то женщина из общины однажды спросила ее: «А что, сын ваш, который вернулся из армии, болеет? А то я смотрю, он каждое воскресенье ходит на Мессу…» И действительно, есть в призвании что-то ненормальное, то, что можно понять лишь в свете живой веры…
В Каунасе, в духовной семинарии, где я учился, я в беседе с молодым семинаристом спросил, знает ли он, что такое духовное размышление (т.е. один из методов молитвы). Он ответил: «Да, ведь если бы я не размышлял, то и не пришел бы в духовную семинарию». Но молитва – это не только «Отче наш» или «Радуйся, Мария». Учиться молитве можно и нужно всю жизнь, и вы наверняка знаете много молитв и методов молитвы. Мы, духовные лица, иногда недооцениваем рядовых верующих. Св. Жан-Мари Вианней однажды спросил старого прихожанина, который долго сидел перед дарохранительницей в молчании, какие молитвы он читал про себя? И услышал ответ: «Я просто смотрел на Господа, а Он смотрел на меня». Это просто удивительная молитва!
(…)
Когда мы говорим о вере, то думаем прежде всего о молитве. Какая может быть вера без молитвы? Как мы молимся? Как построена наша молитва?
Верующий христианин начинает свой день с молитвы. Есть прекрасные утренние молитвы в молитвенниках. Но если мы высвободим дополнительно хотя бы еще две минуты, то сможем прочесть еще краткий отрывок из Библии. Ведь Библия – это Слово Бога, Его голос, Его наставления…
Мы молимся до и после еды. Мы молимся, когда садимся в транспортное средство… Иисус призывает нас постоянно молиться, что, конечно, не значит, что мы должны 24 часа в сутки стоять на коленях. В течение дня нам необходимо время от времени хотя бы на секунду вспоминать о Боге, вспоминать о том, что Он смотрит на нас, видит нас, слышит нас, проницает насквозь наши мысли и чувства. Так поблагодарим же Его за какую-нибудь житейскую радость, пусть даже очень коротко, сказав просто: «Спасибо Тебе, Боже!». А в беде и трудностях призовем Его: «Помоги, Господи!» Если согрешим, даже в малом, мысленно сделаем то же, что сделал мытарь из притчи о мытаре и фарисее: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Вечером высвободим несколько минут, чтобы сделать испытание совести, просмотреть события прошедшего дня и, опять-таки, во-первых возблагодарить Бога за конкретные дары и милости, а затем попросить прощения за допущенные ошибки и проступки. Тогда и подготовиться к очередной исповеди будет очень легко…
О чем мы молимся? Это очень важно. Очень часто люди молятся о собственном здоровье и желают его другим, говорят: «Самое главное, желаю тебе здоровья!» Хотя для верующего здоровье не является самым главным в абсолютном смысле, такая молитва является, конечно, правомерной и хорошей: молитва о здравии за себя и за других. Мы часто видим в Евангелии, как к Иисусу обращаются именно с этой просьбой. В нашем Кафедральном соборе каждую пятницу служится св. Месса именно в этом намерении, о здравии. Однако это намерение гораздо шире, чем просто просьба о хорошем физическом самочувствии. Мы скорее подразумеваем прошение о здравии души и тела.
По вторникам в Кафедральном соборе служится заупокойная Месса о наших усопших. Это – еще одна важная интенция нашей молитвы: о тех, кто уже покинул эту землю, эту долину слез, и кому мы можем помочь своими молитвами и добрыми делами, дабы они скорее прошли очищение в Чистилище и перешли к вечному лицезрению Бога. 2 ноября – День молитв обо всех усопших верных. В этот день и на протяжении всей первой ноябрьской октавы мы с особенным усердием возносим свои молитвы об усопших.
Но нельзя ограничиваться этими двумя интенциями: о здравии и за упокой. В воскресные и праздничные дни католики обязаны участвовать в св. Мессе. Эта молитва в первую очередь прославляет Бога: «Слава в вышних Богу…», «Свят, Свят, Свят Господь Бог, Саваоф…» Нет более действенной молитвы, чем св. Месса. Недаром в верующем народе известна поговорка: «Чтобы получить возможность участвовать в одной св. Мессе, стоит железные башмаки износить».
Наша вера не сводится к одной молитве, но тот, кто молится постоянно, кто живет в присутствии Божием, и поступать будет во всё большем согласии с волей Божией.
И тогда он однажды сможет сказать вместе со св. апостолом Павлом: «Время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный. И не только мне, но и всем возлюбившим явление Его».