Хочешь быть христианином — смотри на Марию
В Иркутске недавно завершился Всероссийский Мариологический Конгресс «Мария — Мать Милосердия». Один из его участников — известный польский богослов о. Целестин Напюрковский, OFMConv, посвятивший себя занятиям догматическим богословием и мариологией. Наталья Гончаренко побеседовала с ним о почитании Богородицы.
— Отче, Вы давно занимаетесь мариологией. Польша — страна, особо чтящая Пресвятую Деву. Как Вы думаете, что может дать Западу Россия в области почитания Богородицы, чему может научить, чем поделиться?
— Да, действительно, я вырос в обстановке традиционного борородичного благочестия. Потом я вступил в монастырь в Непоколянуве, а затем продолжил свои занятия на Кафедре мариологии в Католическом университете в Люблине. Тем не менее, я убедился, что несмотря на мое образование, я постоянно встречаюсь с разными проблемами.
Вот сейчас Вы поставили передо мной проблему, которая застала меня врасплох, и я не могу сразу ответить. Это заставит клетки моего мозга пошевелиться.
Например, икона Ченстоховской Божьей Матери – ее культ возник при непосредственном влиянии российской православной богородичной традиции. Но следует помнить, что в православии считается, что в иконе непосредственно присутствует персона, личность, изображенная на иконе. Это сильно повлияло на культ Богородицы Ченстоховской, и списков этого образа.
В Польше существовала традиция паломничества иконы Божьей Матери Ченстоховской по епархиям, приходам и даже по семьям. И тогда, даже епископами и священниками употреблялись такие выражения, как «Мы приветствуем тебя, Богородица!», как будто Сама Дева Мария приходила, а не Ее икона. Это явное влияние православной ментальности.
Надо сказать, что кардинал Войтыла также пользовался этими выражениями, присутствуя при посещении списков с иконы Ченстоховской Божьей Матери. И он тоже говорил: «Приветствуем тебя, Матерь!» И однажды во время паломничества иконы Ченстоховской Божьей Матери, кардинал Войтыла читал проповедь и привычно сказал: «Приветствуем тебя, Матерь!», но вдруг остановился, замолчал на длительное время, посмотрел вокруг и спросил: «Как же так? Приходит копия иконы, а мы приветствуем Богородицу. Как же так?» И сам дал ответ, но уже не в православной традиции, а в соответствии с учением Второго Ватиканского Собора: «Христос присутствует в Церкви, а Богородица является частью Церкви, и мы есть эта Церковь. Поэтому Она присутствует среди нас».
— Спасибо, отче. Мы обсудили с Вами тему почитания Богородицы в Католической и Православной Церкви. А существует ли Её культ в других, протестантских Церквах?
— У протестантов ответ на этот вопрос определяется принципом «sola scriptura» — «только Писание». Что значит, что только Священное Писание является основой христианского вероучения. Следовательно, протестанты про Богородицу принимают только то, что написано о Ней в Библии. Непорочное Зачатие – где это написано в Библии? Где написано про Успение Богородицы? Этого нет, и этого они не принимают. Но и здесь есть «но»…
Протестантизм настолько разнообразен, что я сам встречал протестантских пасторов и богословов, которые пытаются нас понять и в какой-то степени согласны с нами. Так, Макс Туриан из протестантской общины Тезе написал книгу о Богородице, мы напечатали ее, и она читается вполне как католическая. А лютеранин Ханс Асмуссен написал книжечку, небольшую, но сдержанную, очень обдуманную и близкую духу католичества. Более того, в Польше в городе Ольштын есть санктуарий Божьей Матери, куда совершают паломничество и лютеране.
— Кажется, что идеалы, которые несет в себе образ Приснодевы: целомудрие, смирение, послушание — это полное противопоставление тому, что сейчас популярно и важно в этом мире.
— Ваш вопрос актуален, тем более, что надо противостоять этим тенденциям мира. И нужно найти существенные аргументы, и таким мощным аргументом может стать пример Христа и пример Богородицы.
И даже пример Богородицы больше подходит, потому что Христос служит Отцу, а Богородица – Христу, и, таким образом, Она является первой и самой настоящей христианкой. Она никогда не называла себя ни королевой, ни предпринимательницей, но служительницей, рабой. «Я – Раба Господня». Вот он, аргумент для мира. Если хочешь быть христианином, смотри на Нее.
– Для христианина это, действительно, пример. А как сделать образ Богородицы привлекательным для еще не верующих людей, не воцерковленных, только ищущих свой путь к Богу?
— А скорее всего, и не надо об этом думать. Потому что навряд ли Она им понравится и будет для них привлекательной. Даже наоборот, глядя на качества Девы Марии, которые в глазах христиан являются достоинствами, такие люди только утвердятся в преимуществах своего образа жизни. Но Вы здесь затронули очень интересную тему. Ведь каждая эпоха, каждое поколение имеет свои приоритеты. Когда-то кротость, скромность, смирение – эти качества Богородицы – выходили на первый план. А сегодня, возможно, стоит увидеть и другие Ее качества – Ее вовлеченность в дела Христа, Ее энтузиазм и активность. Может быть, именно такой – словом или кистью – можно показать Богородицу современному миру?
— И последний вопрос. Лично для Вас Богородица – Она какая? Царица Небесная? Или тихая непорочная девушка из Назарета?
— Краткий ответ здесь невозможен. Потому что Она так глубоко вошла в мою жизнь. Она и одно, и второе, и третье… Но в последнее время для меня ближе всего Ее образ Рабы Господней, которая служит другим – служит Христу, но также служит и людям.
— Отче, спасибо Вам большое за столь интересный и содержательный разговор.
Беседовала Наталья Гончаренко
Фотографии Натальи Гончаренко и Натальи Гилёвой
Источник: Gaudete.ru