Главной темой ноябрьского номера ватиканского журнала стали православные женщины
Журнал “Donne Chiesa Mondo” — «Женщины, Церковь, мир», выходящий как ежемесячное приложение к официальному ватиканскому изданию L’Osservatore Romano, посвятил свой очередной выпуск исследованию положения женщины в православии.
В колонке главного редактора Джулия Галеотти (Giulia Galeotti) признается, что работа над материалами о православных женщинах вызвала у сотрудников журнала удивление.
«Калейдоскопический рисунок, который сложился из рассказов и историй из прошлого и настоящего, — начиная святой Марией Скобцовой, известной как мать Мария в миру Елизавета Юрьевна Пиленко), матерью троих детей и монахиней, родившейся в Риге, выросшей в Санкт-Петербурге и погибшей в 1943 году в Равенсбрюке, и заканчивая американкой Гейл Волощак, ученой с мировым именем и богословом, — по-настоящему богат и увлекателен», — пишет она.
«Таким образом, прислушиваясь к свидетельству жены православного священника или перечитывая слова проститутки Сони Мармеладовой в ”Преступлении и наказании”, мы понимаем, как многому этот женский мир — до сих пор неизвестный, но такой близкий нам — должен нас научить», — отмечает в заключение Дж. Галеотти.
Открывает номер большое интервью с Гейл Волощак (Gayle E. Woloschak) — профессором радиационной онкологии Северо-западного университета в Чикаго и адъюнкт-профессором религии и науки в лютеранской Школе теологии Чикаго, а также в Богословской семинарии Питтсбурга. Свое богословское образование она получила в университете Баламанда (Антиохийский патриархат), а также Богословской семинарии Питтсбурга. Президент Православного богословского общества Америки (Orthodox Theological Society of America).
В сферу ее научных интересов входят молекулярная биология, радиационная биология и нано-биотехнологии. В области научно-религиозных знаний ее работы посвящены проблемам эволюции, исследования стволовых клеток и экологии.
В публикации, озаглавленной «Женщина в центре диалога между наукой и верой», собеседницы обсуждают то положение, которое занимают ныне православные женщины-богословы в рамках общецерковной богословской дискуссии; касаются таких вопросов, как вклад православных богословов в развитие биоэтических и технологических исследований, а также экологии; рассуждают о различных аспектах трансгуманизма —философских и этических проблемах, возникающих на фоне все большего проникновения в человеческую жизнь научных достижений и технологий.
Статья Ольги Лосской «Мост между Востоком и Западом» посвящена выдающейся представительнице европейской богословской школы Элизабет Бер-Сижель (Élisabeth Behr-Sigel; 1907—2005). Родившаяся в лютеранской семье и получившая богословское образование на факультете протестантской теологии Страсбургского университета, она в 1929 году приняла православие. На это ее решение повлияло знакомство с известными деятелями русской эмиграции во Франции — о. Сергием Булгаковым, философами и богословами В. Н. Лосским, Е. Е. Ковалевским и П. Н. Евдокимовым, священником Львом Жилле, перешедшим в православие из католичества.
В 1931 году она получила предложение исполнять обязанности пастора в реформатской церкви в небольшой деревне в Эльзасе-Лотарингии и после бесед с архимандритом Львом (Жилле), ставшим ее духовником, и протоиереем Сергием Булгаковым соглашается. Восемь месяцев она была пастором протестантской общины, оставаясь при этом членом Православной церкви.
Э. Бер-Сижель читала лекции и преподавала в учебных заведениях различных стран, защитила диссертацию о русском богослове XIX века А. М. Бухареве. Начиная с прошедшего в 1975 году в монастыре Агапии первого совещания православных женщин, организатором которого выступил Всемирный совет церквей, Бер-Сижель сосредоточила внимание на исследованиях места женщины в церковной жизни.
В статье «Духовная глубина Сони» Симонетта Сальвестрони (Simonetta Salvestroni) рассуждает об одном из ключевых персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соне Мармеладовой.
Катерина Спирос Диамандопулу-Зимури (Katerina Spyros Diamandopoulou-Zimouri), супруга священника Элладской церкви, в своей статье «Людям надоели морализм и показуха» рассуждает о положении «матушки» — жены священника в православной Церкви.
«Жена священника стоит рядом с мужем и детьми, как и любая другая христианская жена, — пишет она. — Это самая важная истина в ее жизни. Если бы она думала, что она чем-то отличается от других женщин в обществе, она рискнула бы потерять трезвый взгляд на саму себя и заглушить в себе голос всех тех реалий, которые формируют суть нашей жизни. Ей или ее супругу очень легко воспринять воображаемые модели и задачи и потерять сущность не только священства, но и их взаимоотношений друг с другом. У меня складывается впечатление, что образ жены священника и ее задача в Церкви, как правило, схожи с тем, которые стоят перед ее мужем как священником: если священник имеет ложное представление о сути своего служения, она начинает думать, что его положение ставит его выше других, мирян, и поэтому ее отношение к людям также изменится на высокомерное и придирчивое».
Статья «Только Евангелие» в рубрике «Святая месяца» посвящена памяти монахини Марии (Скобцовой; 1891—1945), прославленной в 2004 году в лике святых Константинопольским патриархатом.
Следующий номер журнала “Donne Chiesa Mondo” будет посвящен женщинам в исламе.
См. также: PDF-версия ноябрьского выпуска “Donne Chiesa Mondo” (ит. яз.).
Источник: Rublev.com