Эрдоган победил — христианское меньшинство в Турции проиграло. Обзор католической прессы

Эрдоган победил — христианское меньшинство в Турции проиграло. Обзор католической прессы

Католические издания активно комментируют итоги референдума в Турции, по итогам которых страна перешла на президентскую систему организации власти, а сам президент получил очень расширенные полномочия.

Победа турецкого президента Реджепа Эрдогана — это плохая новость для местного христианского меньшинства, предупреждает Catholic Herald (Лондон, Великобритания). Успех с референдумом некоторые комментаторы воспринимают как смертельный удар по турецкой демократии. Они правы, но только наполовину. Турецкая демократия никогда не была устойчивым ростком.

До 1950 года Турцию возглавляли сначала основатель республики Кемаль Ататюрк, а затем его преемник Исмет Иненю, которые оба правили как виртуальные диктаторы. Иненю покинул дворец после поражения на выборах в 1950 году, его на посту президента сменил Махмуд Джеляль Баяр. В 1960 году армия осуществила государственный переворот, Баяр был арестован вместе со своим премьер-министром Аднаном Мендересом, последний был приговорен к смертной казни и повешен. Не похоже на гордую демократию. Так что Эрдоган ничего не убивал, просто демократии изначально не было, поэтому даже удивительно, что авторитарный режим поддержали чуть более половины избирателей.

Чего ждать от новой Турции? Того же, что и раньше, только больше. Поддержка Эрдогана исходит от традиционно благочестивого и националистически настроенного анатолийского центра, это избирательный округ, который, мягко говоря, не любит христианство. В новой Турции христианам, в особенности тем, кто только готовится принять веру, придется трудно. Но в отношении Анкары, похоже, не изменится — зажмите нос и держите Турцию союзником. Единственным исключением из этой практики был великий премьер Уильям Гладстон, который осудил османские зверства в Болгарии. Наш нынешний лидер, Тереза Мэй, хочет защищать религиозную свободу за рубежом. Что ж, ей стоит последовать примеру Гладстона и призвать турецкое правительство к ответу.

«Султан» прошел по узкому краю, желая остаться у власти до 2029 года, отмечает L’Agenzia Servizio Informazione Religiosa (Рим, Италия). Но разделена. За реформы проголосовали в основном сельские и внутренние районы страны, а также эмигрировавшие за границу турки. Против — города и курдские районы. Однако, замечает профессор геополитики миланского Католического университета Святого Сердца Риккардо Редаелли, несмотря на пропагандистскую шумиху, в поддержку реформы высказалось всего около 51% избирателей, и этот результат мог быть достигнут путем «электоральной манипуляции». То есть в Турции присутствует и сопротивление авторитарной инволюции. С другой стороны, следует отметить, что использование турецким президентом националистической риторики привлекло к нему симпатии турок, которые проживают за рубежом. «Мы на Западе никогда не должны упускать из вида этот фактор», — заметил профессор.

В победу Эрдогана внесли вклад «политизированные имамы», считает La Croix (Париж, Франция). Сказать «да» реформам, так как это «долг мусульманина», призвал накануне голосования известный турецкий богослов Хайреддин Караман. Вслед за ним агитацию в пользу президента вели многие другие имамы, явно уговаривая верующих проголосовать «за». Помимо известных богословов и имамов на стороне президента выступал Диянет, государственное Управление по делам религий.

«С момента прихода к власти Эрдоган поддерживает тесную связь с этим учреждением», — говорит Жан Марко, профессор Гренобльского института политических исследований, напоминая, что именно Диянет призвал турок в июле прошлого года во время попытки государственного переворота в Турции выйти на улицы и поддержать своего президента. Когда в стране были сильны кемалисты, Управление по делам религии не претендовало на особое духовное измерение, ограничиваясь административными функциями. Однако с 2008 года Диянет начал позиционировать себя в качестве религиозного авторитета. По словам профессора Марко, «сегодня это очень мощный институт как в стране, так и за ее пределами».

В то же время, предупреждает доминиканский монах Альберто Фабио Амброзио, не следует и переоценивать политическую роль имамов, ведь «в Турции, как и везде, политика всегда преобладает над религией». Отец Альберто подчеркивает, что кроме имамов для Эрдогана важно братство Накшбанди, это «одна из самых бескомпромиссных турецких ветвей суфизма», которое «открыто и давно поддерживает нынешнего главу государства».

Наблюдатели опасаются, что ситуация с этническими и религиозными меньшинствами в Турции после референдума может ухудшиться, передает KATHPRESS (Вена, Австрия). По словам немецкого богослова Тимо Гюзельмансура, нет признаков деэскалации, только поляризуется.

В свою очередь эксперт по исламу Ахмад Мансур из берлинского Общества демократической культуры считает, что религиозный фактор помог Эрдогану выиграть . Он говорит, что многие турки воспринимают Германию исламофобской страной, которая дискриминирует мусульман по широкому кругу вопросов — от ношения платков до функционирования мечетей.

Черно-белая картина, которую предлагает турецкий президент, помогает людям упростить сложность мира. Во время избирательной кампании Эрдоган говорил о борьбе креста и полумесяца, многие немецкие турки согласились с этим. Получается так, что националистическая и исламистская «настройка» оказывается важнее, чем материальное благополучие и образованность.

Источник: REGNUM

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна