Епископы США поставили на путь канонизации священника Исаака Хекера
Епископы США поставили на путь канонизации священника Исаака Хеккера, который в 19 веке основал миссионерское общество Святого апостола Павла (отцов-паулистов), передает «Седмица» со сылкой на CNA.
На путь святости отца Исаака Томаса Хекера, американского священника 19 века, официально поставили еще в 2008 году, когда завели досье с материалами о его житии и духовных подвигах и присвоили ему титул «Слуги Божьего». А недавно, 14 ноября, епископы США проголосовали за продвижение дела о беатификации и канонизации Слуги Божьего Исаака Томаса Хекера, основателя миссионерского общества Святого апостола Павла.
Отец-паулист Рон Франко, выступающий «постулатором» (главным попечителем) процесса канонизации отца Хеккера, дал интервью изданию CNA 14 ноября. «Следующим нашим шагом в этом процессе станет обнародование оснований для его канонизации в архиепархии Нью-Йоркской, которая ныне служит главной резиденцией Общества Святого апостола Павла, – поведал отец Франко. – Наша историческая комиссия уже приступила к сбору и изучению материалов о житии и трудах отца Исаака Хекера».
Вопрос о продвижении его канонизации на местном уровне поднял кардинал Тимоти Долан, архиепископ Нью-Йоркский, в речи перед участниками ежегодной осенней ассамблеи епископов США в Балтиморе. По итогам голосования 230 епископов выступили «за», семь «против» и двое воздержались. «Жизнь отца Хекера может служить классическим примером американской истории духовного восхождения, – отметил архиепископ Долан. – Он родился в семье немецких иммигрантов, и жизнь у него поначалу складывалась временами очень нелегко. Однако с юных лет Хекер вознамерился завоевать мир для Христа и неустанно трудился, дабы возвещать слово Божье. Его вера должна вдохновлять всех нас. Я прошу вашего одобрения, чтобы мы от лица Церкви возвели к алтарю отца Исаака Томаса Хекера и приобщили к лику блаженных».
Слуга Божий Исаак Томас Хекер родился в Нью-Йорке в семье немецких иммигрантов-протестантов 18 декабря 1819 года. Его отец Джон Джонас Хекер работал слесарем, а мать Кэролайн воспитала его с четырьмя братьями и сестрами в методистском приходе. С юных лет он работал посыльным и разносчиком в хлебопекарне своих братьев, и рано познакомился с тяжкой изнанкой жизни многих жителей Нью-Йорка, боровшихся с невзгодами в клоаке огромного города в условиях разгула преступности и болезней, которые оставляли множество детей-сирот и обрекали их на опасную уличную жизнь.
Очень скоро юный Хекер почувствовал, что Бог призывает его встать на защиту своих несчастных эксплуатируемых собратьев-иммигрантов в городе. Первым делом он вместе с братьями испробовал политический путь, вступив во фракцию Демократической партии Нью-Йорка под названием «Локо-Фокос». Однако фракция не получила поддержки в городе, и юноша вновь занялся поиском пути к своему призванию от Бога. Семена духовности в его душе дали бурные всходы в 20 лет, когда он стал испытывать мистические видения и переживания во снах. В 1843 году он записал одно из них. «Я узрел ангельски прекрасное, чистое женское существо и себя близ нее, и меня охватила небесно-чистая радость, – писал Хекер. – Наши тела светились изнутри, излучали теплый лунный свет, который, как я чувствовал, питался радостью, охватившей нас».
В поисках своего истинного призвания от Бога, Хекер отправился в Бостон, где получил наставления англиканского церковного философа Ореста Браунсона. Тот посоветовал молодому человеку войти в местное сообщество ученых, писателей, художников, фермеров, торговцев и проповедников, в надежде, что Бог там укажет ему путь к истине. Однако там его ждало разочарование, и полгода спустя, в июле 1843 года, Хекер ушел в другое общество наук и искусств близ Гарварда (штат Массачусетс). Там он пресытился богемной жизнью всего месяц и, так и не найдя внутреннее духовное направление, вернулся к родным в Нью-Йорк. Там он оставил занятия политикой и предался простым трудам, благочестивым размышлениям и молитвам. Наконец, он осознал, что хочет стать христианским священником Англиканской или Римско-Католической Церкви.
Тут ему пришлось обратиться за мудрыми наставлениями к англиканскому священнику Сэмюэлу Сибери, настоятелю церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, и католическому архиепископу Нью-Йоркскому Джону Хьюзу. «Римско-Католическая Церковь не является для нас национальной, – заметил юный Хекер в дневнике после встречи с Хьюзом. – Следовательно, она не вполне отвечает нашим нуждам и не вполне понимает и чувствует переживания и настроения нашего народа. В основном она состоит из усыновленных и иностранных граждан». Со временем, впрочем, этот юношеский радикализм поколебал отец Браунсон, который в 1844 году перешел из Англиканской Церкви в католицизм. Хекер пошел со своими сомнениями к коадъютору Бостонской епархии епископу Джону Бернарду Фитцпатрику, и эта встреча глубоко тронула его душу. Он был крещен 2 августа 1844 года нью-йоркским архиепископом Джоном Макклоски и получил от него напутствие – взрастать в духе через ежедневные службы и молитвы.
На пути к священству Хекер избрал конгрегацию Пресвятого Искупителя (редемптористов), и отправился к ним в Бельгию на учение в 1845 году. Он был рукоположен в сан священника 23 октября 1849 года и приступил к священническому служению в Ливерпуле (Англия). Уже в 1851 году он вернулся в Нью-Йорк, дабы служить в тамошней новой провинции ордена. Хекер и трое его собратьев-священников начали неустанно посещать с проповедями приходы по всей территории США. Сам он был особенно ревностен и даже посещал местных католиков на дому, когда в храмах бывало малолюдно. С каждым днем служения в нем крепло убеждение, что католицизму сужден большой приток новообращенных из других деноминаций, если сами католики ревностней погрузятся в духовную жизнь. Так он и обрел свою духовную миссию – во взращивании все более глубокой духовной жизни у католиков.
Отец Хекер и его собратья много трудились и для обращения христиан других деноминаций в католицизм. Ему случалось несколькими духовными беседами обращать в свою веру целые группы протестантов. В 1855 году отец Хеккер по итогам своих свершений на этой ниве выпустил книгу «Вопросы души» – во многом исповедальную, о собственном духовном путешествии – в помощь протестантам, ищущим духовную истину.
Со временем отец Хекер с братией осознали, что в духовных трудах им мешает упорное предубеждение американцев против «неместного» духовенства, в том числе членов ордена Пресвятого Искупителя – как основанного в Европе. Отчасти поэтому собратья и попытались создать местную англоязычную провинцию ордена редемптористов, дабы «сойти за своих» в народе. Эта попытка привела к конфликту. Провинциал ордена не дал отцу Хекеру благословения на посещение Рима и изложения своих доводов. Сам Хекер считал, что конституция ордена разрешает ему это даже без благословения от священноначалия – и самовольно отправился в Рим. За это главный настоятель редемптористов отец Николас Маурон обвинил строптивца в нарушении обетов послушания и бедности, после чего иерарх и совет ордена исключили отца Хекера из конгрегации. Не сломленный Хекер остался в Риме, надеясь оспорить это решение, и в конце концов добился аудиенции с папой Римским Пием IX. Понтифик внял соображениям священника, освободил Хекера и прочих американских редемптористов от их обетов и благословил его на создание конгрегации священников для евангелизации Америки.
Отец Хекер триумфально вернулся в США в 1858 году, где и учредил новую конгрегацию священников-миссионеров Святого апостола Павла при архиепархии Нью-Йоркской. В американском народе новый орден быстро обрел признание и известность под именем «отцы-паулисты». Новая община отца Хекера посвятила главные труды службам в приходах и обращению некатоликов. Отцы-паулисты разъезжали по всей стране, преодолевая тысячи миль ради чтения проповедей и духовных лекций. В 1865 году Хеккер стал издавать журнал «Католический мир», а годом позже основал Католическое издательское общество. Чуть позже, в 1870 году, он стал выпускать еще и журнал «Юный католик» для детей школьного возраста.
В 1869 году отец Хекер вновь побывал в Риме на Первом Ватиканском соборе в качестве советника по богословию при епископе Джеймсе Гиббонсе от штата Северная Каролина. По возвращении домой, в 1870 году, врачи диагностировали у него тяжелую болезнь – хронический лейкоз. Недуг сильно затруднял его духовные труды, и он даже совершил долгую поездку в Европу в поисках исцеления. Вернувшись в Соединенные Штаты в 1875 году, он продолжал по мере сил свои благочестивые труды и проповеди Евангелия в народе. Смерть настигла его в духовных занятиях 22 декабря 1888 года – прямо в здании ордена отцов-паулистов на Манхэттене в Нью-Йорке.