Джузеппе Кастильоне – монах-иезуит, миссионер и придворный художник императоров Китая

Джузеппе Кастильоне – монах-иезуит, миссионер и придворный художник императоров Китая

Ла Шинин (郎世宁, Lang Shining, «Сияющий») – это китайское имя итальянского монаха-иезуита, миссионера, а также знаменитого итальянского художника , который стал придворным художником императоров Китая. В должности придворного художника более 50-ти лет он состоял при трех императорах династии Цин: Канси (1662-1722), Юнчжэне (1723-1735) и Цяньлуне (1736-1795). Художником-иезуитом было создано около 200 картин в неповторимом специфическом стиле, совместившем в себе европейскую и китайскую техники живописи. Его кисти принадлежит большое количество полотен, запечатлевших важные события в жизни китайского императорского двора. Интересна о том, как же стал работавший при императорском дворе европеец одним из интереснейших и знаменитейших китайских художников эпохи Цин.


Родился Джузеппе Кастильоне 19 июля 1688 г. в богатой миланской семье. В то время город был столицей одноименного государства в Северной Италии. Кастильоне получил домашнее образование, и кроме обычных дисциплин — латыни, математики и прочих наук — приобрел высококлассные навыки художника. Живописи молодой Джузеппе обучался у иезуита Андреа дель Поццо, одного из главных в то время теоретиков перспективы, мастера архитектурного черчения, декоратора и живописца. Благодаря мастеру Поццо талантливый ученик смог овладеть величайшими художественными приемами стиля итальянского . Известно, что уже спустя некоторое время Кастильоне работал в Генуе, расписывая церковь, затем — в Португалии.

Когда в 1707 году Кастильоне решил вступить в Орден иезуитов в Генуе, ему было всего 19 лет. Правда, будучи принятым в Орден, молодой живописец принадлежал к так называемым «светским иезуитам», то есть он не стал священником.

Карьера талантливого монументалиста только-только начиналась, но Орден иезуитов вскоре поставил молодому художнику, который недавно присоединился к Обществу Иисуса, невероятную задачу: в 1714 году направиться в с миссионерской целью. Дело в том, что тогдашний император Канси династии Цин неоднократно просил, чтобы иезуитские монахи — специалисты в различных областях, таких как: астрономия, живопись, картография и механика — были отправлены ко двору в Запретном городе.

В конце 17-го века несколько иезуитов уже работали при дворе китайского императора, который был заинтересован в заимствовании европейских технологий в разных сферах, в том числе и в живописи. И начале 18 века китайская обратилась к Обществу Иисуса с просьбой направить какого-нибудь хорошего художника к императорскому двору в Пекине. Руководство Ордена решило, что молодой и энергичный Кастильоне — идеальный кандидат.

А сам Кастильоне с энтузиазмом принял вызов. В августе 1715 года после длительного морского путешествия он прибыл в Аомэнь и в том же году достиг Пекина, где сперва поселился при «Миссии Святого Иосифа». Его представили императору Канси, оценившим его картину, на которой была нарисована собака.

В Китае, где отношение к иностранцам было весьма пренебрежительным, он вынужден был бороться за то, чтобы его творчество восприняли всерьёз. Джузеппе принял китайское имя Лан Шинин и стал впитывать обычаи, язык и искусство чужой страны. Опыт, твёрдая рука и способность схватывать все на лету сослужили ему хорошую службу.

Признание пришло довольно быстро: император Канси был так поражён талантом европейского миссионера, что сначала приблизил его к себе, а вскоре назначил придворным художником. В этот период Кастильоне, вернее, уже Лан Шинин, работал еще маслом, но уже использовал традиционные мотивы и приёмы китайской живописи. Он расписал несколько иезуитских церквей в Пекине, но большинство из них не сохранились до наших дней.

После тщательного изучения китайской манеры живописи начал создавать работы, которые сочетали в себе европейские техники светотени, линейной перспективы и ренессансного реализма с китайской эстетикой, поэтической символикой и пигментами. Тем самым он достиг того, чего не удавалось сделать любому другому миссионерскому иезуитскому художнику.

Новая школа живописи Кастильоне получила название стиля Сяньфа («линейный метод») и быстро стала любимым стилем императора Кан-си, продолжая набирать популярность при сыне Канси – Юнчжэне.

В 1723 году вступивший на трон император Юнчжэн решил, что Лан Шинин вместе с прочими выдающимися архитекторами и художниками должен принять участие в проектировании парка 圆明园 («Юаньминъюань») в окрестностях Пекина, строительство которого длилось почти полтора века. Проект огромного парка сочетал в себе как европейский стиль рококо, так и азиатские архитектурные традиции. Там появилось несколько строений в европейском стиле и фонтан с бронзовыми изображениями 12 животных китайского календаря. Всего в парке находилось 145 построек. (Более века спустя, в 1860 году, когда британская и французская армии захватили столицу Китая, большая часть этого парка была уничтожена в пожаре и разграблена).

Кастильоне жил в гармонии с собой, окружающим миром и искусством, хотя спокойной и безоблачной его судьбу назвать никак нельзя. Он многократно избегал опасностей, которые не раз подстерегали его и в бурном море, и при дворах трёх китайских императоров, где жизнь европейцев в то время висела буквально на волоске.

Наряду с этим Лан Шинин не оставлял своих опытов с традиционными стилями живописи. Он также обучал придворных художников рисовать масляными красками и принимал активное участие в написании трудов по искусству. При его содействии были переведены на китайский язык несколько книг, посвящённых архитектуре.

А во времена правления внука Канси — Цяньлуна — успех Кастильоне как художника достиг пика, император, как говорили, любил его как члена своей собственной семьи. При Цяньлуне в 1736 году Кастильоне был назначен официальным придворным художником, затем в 1748 году — администратором имперских парков и вице-президентом шести советов, дослужившись до самого высокого ранга, когда-либо достигнутого иезуитом.

Под покровительством благоволившего ему императора Цяньлуна в 1749—1759 годах Джузеппе Кастильоне построил дворец в западном стиле при парке Юаньминъюань в Пекине. Чуть ранее для этого же парка им был подготовлен уникальный альбом с садовыми эскизами.

Чтобы объединить раздробленную и многоэтническую китайскую империю, Цяньлун поручил придворному художнику представить свой образ различным народностям: для тибетцев Цяньлун попросил изобразить себя как реинкарнацию одного из самых важных бодхисаттв тибетского буддизма, Манджушри; для монголов он взял на себя роль степного князя, который понимал их степные традиции; ханьцам он представил себя ученым и великим покровителем китайского обучения и искусства.

Французский епископ-миссионер Пьер-Мари-Альфонс Фавье (1837–1905), автор книги «Очерки о распространении христианской религии в Яньцзине (Пекине)», хвалит Кастильоне за заступничество перед императором в отношении христиан в Китае. В первый год правления Цяньлуна (1736) художник добился от императора отмены указа о запрете католицизма и миссионерской деятельности в Китае и в дальнейшем не прекращал радения о миссионерах.

Известно также, что даже возникавшие гонения на христианских миссионеров ни разу не затронули самого Кастильоне. В 1750 году был возведён в сан мандарина третьего класса. Дважды император лично посещал мастерскую художника. На 70-летие художника собственноручно написанное императором поздравление было торжественно передано иезуитскому двору в Пекине.

Своими работами, а также уроками живописи Джузеппе Кастильоне произвел революцию не только в китайской живописи, но также в гравюрах на медных пластинах, архитектуре и даже эмалировке: он продемонстрировал особенности европейской техники письма, требовавшей соблюдения законов перспективы, показал, что такое светотень, познакомил китайцев с масляной живописью и медной гравюрой. Благодаря ему при дворе китайского императора получили распространение плафонная живопись и натюрморт.

Он создавал новые техники и стили, смешивая западную и восточную эстетику. Кастильоне по-настоящему познакомил китайских художников с европейской живописью, благодаря его усилиям китайцы впервые смогли увидеть картины в «европейском стиле».

Но в свою родную Европу итальянскому иезуиту так и не суждено было вернуться. Джузеппе Кастильоне умер в Пекине 17 июля 1766 года, прожив в Китае полвека и не дожив два дня до своих 78 лет. Придворного художника похоронили с почестями на кладбище католической миссии в Пекине, а император Цяньлун лично начертал надгробную надпись на его могиле.

Как художник и миссионер, Кастильоне выступил в роли культурного посредника между двумя цивилизациями. Огромен его вклад в сближение Европы и Китая, в развитие эстетических воззрений в Китае. Лан Шинин вошёл в историю живописи как художник, уникальным образом совместивший в своем творчестве лучшие традиции классической китайской гравюры и приёмы европейской школы. Именно смешение традиционных приемов разных школ давало произведениям Лан Шинина тот колорит, который ощутимо выделяет их среди прочих.

***

В настоящее время собрание работ художника хранится в музеях Пекина и Тайбэя. Принадлежащее тайваньскому музею Гугун собрание картин Кастильоне издано отдельным каталогом в 1983 году, к 400-летию приезда в Китай первого европейского миссионера Риччи Маттео. В 2005 году Центральное телевидение КНР (CCTV) выпустило телесериал «Дворцовый художник», снятый по мотивам биографии Джузеппе Кастильоне.


По материалам открытых источников

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна