Духовная сила витражей

На мой взгляд, каждый католический храм как бы имеет своё «сердце» и свои «глаза». «Сердце» храма — это, конечно же, алтарь, а «глаза» храма — разнообразные и прекрасные оконные . Иногда они скорбные и мрачные, очень лаконичные, скупо пропускающие свет, в других же композициях переполнены светом, излучают радость и восторг. Всё зависит от настроения и замысла художника, творящего витражные ансамбли, в которых за многие столетия отразились почти все направления этого вида искусства.

Владивостокский католический собор Пресвятой Богородицы строился долго и мучительно. Освящение краеугольного камня будущего храма совершил епископ Ян Цепляк ещё в 1909 году, при царской власти, а закончилось строительство только в 1921 году, да и то в «урезанном» варианте — без колокольных башен — уже в период установления в Приморье советской власти. Тем не менее, собор обладает классической архитектурной формой базилики: в нём имеется три нефа, из которых средний обладает большей высотой и отдельной крышей. Он отделяется от боковых нефов группами колонн, украшенных капителями с растительным орнаментом. Первоначальный проект храма, конечно же, предусматривал создание и витражей, поскольку по замыслу архитектора фронтальный и боковые фасады обладают выразительной пластичностью, основанной на чередовании высоких стрельчатых окон и междуоконных простенков. К сожалению, нам не известно, существовали или нет цветные витражи в 1921 году, но в момент возвращения верующим их святыни в 1993 году сохранилось лишь несколько цветных стёкол в лепестках «ромашек»» в верхней части окон, а большая их часть представляла собой густо зарешеченные примитивные рамы, которые скупо пропускали свет.

Реконструкция святыни потребовала много времени и материальных затрат, поскольку надо было изъять встроенные этажи, привести в порядок стены и придать нормальный вид окнам храма. Настоятель прихода, владивостокский декан, отец Мирон Эффинг после детального обследования храма архитектором и строителями принял решение о полнейшей реконструкции окон и создания в них цветных витражей. По рекомендации коменданта прихода Андрея Удовиченко, из Белоруссии были приглашены специалисты высокой квалификации Алексей Ивановский и Владимир Иванов, которые изучали древнее и современное искусство витражей в Польше. Обладая большим опытом и тонким художественным вкусом, мастера-витражисты сотворили настоящее чудо, которое восхищает всех, увидевших молитвенный зал храма. Художественная и теологическая концепции их произведения используют всё самое интересное, самое убедительное, что есть сегодня в искусстве сотворения витражей. Каждое окно воссоздаёт один из библейских сюжетов, который легко «читается» каждым верующим во Христа, а маленькие верхние оконца, венчающие витраж, служат заключительным акцентом композиции.

Художественные картины каждого окна пересекаются квадратами рам, но каждая картина воспринимается целостно. Это обеспечивается безупречным элегантным сопряжением цветных стёкол и оловянной связующей, которая сделана столь изящно, что она почти незаметна. Такого эффекта достигают в витражах только мастера-исполнители высокого класса. При входе в молитвенный зал каждый сразу же погружается в мир библейских событий, узнавая персонажей, таких знакомых по описаниям в Священном Писании. И когда во время мессы читаются тексты из Евангелия или Ветхого Завета, взгляд невольно скользит по витражам, отыскивая те персоны, о которых идёт речь.

Благодаря удачному освещению витражных окон, изображенные на них библейские сюжеты могут или ярко светиться, или угасать. Например, многим верующим импонирует первый витраж окна южной стены, изображающий тему «Сошествие Духа Святого», который интересен тем, что в солнечный день над головами Апостолов и Девы Марии красиво и ярко сверкают лучи Духа Святого. В то же время первый витраж окна северной стены на тему «Благовещение» полон торжественности и экспрессии. Благородное лицо Марии, обращенное к Архангелу Гавриилу, излучает радость и согласие: «Да будет мне по слову твоему!». Такое восприятие витражных композиций стало возможным благодаря высокому мастерству и таланту художников, которые не только создали определенные образы, но и как бы «озвучили» их библейский смысл.

Приходилось не раз слышать мнение тех людей, которые пока ещё далеки от религиозного восприятия витражных чудес. Они не скрывают того, что, входя в зал собора перед началом концерта органной музыки, утомленные повседневностью, сразу же ощущают влияние некой умиротворяющей силы. Вероятно, немалую роль в создании этих ощущений играют полные духовности замечательные витражи кафедрального собора. Недаром польский журналист Збигнев Крысевич написал в журнале «Гость недельный», что витраж и церковный, и светский заслуживают поклонения. Быть может, эмоциональное воздействие ансамбля цветных стекол на всех, пребывающих в храме, как-то связано с внутренним настроем человека. И это прекрасно!

Мирослава Ефимова, Владивосток

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна