Духовные упражнения «24 часа с Господом» глазами прихожанки
С 9 по 11 марта в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве проходили великопостные духовные упражнения, приуроченные к акции «24 часа с Господом», охватившей всю Вселенскую Церковь. Их ведущим стал настоятель прихода Святых Апостолов Фаддея и Симона в г. Сочи о. Станислав Иренеуш Издебски.
Вся пятница была посвящена 24-часовому молитвенному бдению, а начиная с субботы, в центре размышлений оказалось Послание Папы Франциска на Великий Пост этого года. По словам Святейшего Отца, Святая Четыредесятница «возвещает и исполняет возможность обратиться к Господу всем сердцем и всей своей жизнью», особенно когда мы чувствуем, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Именно в это время Церковь предлагает нам «сладчайшее снадобье молитвы, милостыни и поста».
Затем начались размышления на тему молитвы, которая позволяет нам по-новому взглянуть на нас самих, на нашу жизнь, освободиться от лжи, коей мы обманываем себя, когда ищем утешения в таком хрупком и недолговечном материальном мире, полагая, что мы может достичь чего-то собственными усилиями, и, наконец, оглянувшись, увидеть ожидающего нас Бога. Он – наш Отец, который желает нам только добра.
Итак, молитва стала первой темой духовных упражнений.
Чтобы собравшиеся смогли полнее представить, что есть молитва, как, о чем и кому молиться, отец Станислав начал с притчи рассказанной Иисусом. «Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк 11, 5 – 8).
В этой притче Иисус учит не конкретным словам, а самому духу молитвы: прежде всего тому, как молиться. Наша молитва должна быть неотступной, то есть если «не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит». Второе – о чем молиться. В притче герой просит за друга: когда мы молимся, мы должны понять кто этот друг? Св. Августин, говорит, что друг – это тот, кто приходит к тебе в полночь, и просит тебя о том, чего у тебя нет. Казалось бы, положение безвыходное, но эта ситуация – это дар, когда ты вдруг осознаешь, что у тебя есть единственная надежда – Господь, Которого ты можешь попросить побыть с тобой. Потому что, когда Он рядом, у тебя есть всё. Это не значит, что нельзя просить еще о каких-то повседневных делах, но следует всегда помнить, что наше главное прошение должно заключаться в том, чтобы пребывать в общении с Богом, отвечая Ему словами Девы Марии: «Се раба Господня!».
Иисус, в своей молитве обращаясь к Богу, называет Его Отцом. Он и нам говорит: «молитесь же так: Отче наш». Чтобы молиться, нужно открыть для себя, что Бог – твой Отец. Третий момент – кому молиться. Осознавая, что Бог – твой Отец, ты должен помнить слова отца из притчи о блудном сыне, сказанные в ответ на замечание старшего сына, упрекавшего отца за то, что он радуется возвращению его брата, когда тот расточил всё наследство, а ему даже козленка не дал, чтобы он мог повеселиться с друзьями. Притом старший сын уже не обращается к отцу «Отец», он как бы дистанцируется от него, но отец по-прежнему любит его: он сам призывает к себе сына, уверяя его, что тот имеет всё: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое».
В последний день духовных упражнений – в воскресенье – после святой Мессы участникам реколлекций было предложено поразмышлять на тему милостыни и поста.
Милостыня
Милостыня – это одно из средств, которое предлагает нам Церковь, чтобы мы могли избавиться от жадности и осознать, что делиться – «это полезно» (2 Кор 8, 10). И чтобы лучше понять, что есть милостыня, участникам духовных упражнений было предложено поразмышлять над отрывком из Евангелия от Марка: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудности своей положила всё что имела, всё пропитание свое» (Мк 12, 41-44).
В этом отрывке речь идет не просто о вдове, как например, о вдове из Сарепты Сидонской, у которой, как мы помним, были сын и дом, и даже немного муки и масла, но у которой не было надежды, или, другими словами, у нее «охладела любовь», она уже не видела смысла в своей жизни и думала лишь о смерти. Совсем иной образ бедной вдовы. Эта женщина, которая не имеет ни сына, ни дома, и последнее что у нее было – две лепты, составляющие всё ее пропитание, она положила в сокровищницу. Разве ее место было здесь, не должна ли она была стоять у ворот храма и просить милостыню? Возможно, если бы у нее, так же как и у вдовы из Сарепты, «охладело сердце», но ее сердце было преисполнено надежды и веры в Бога, она отдала всё, что имела, зная, что Господь ее не оставит. Подать милостыню сложно: подавая, ты осознаешь, что чего-то лишаешь себя, и особенно сложно подать, когда ты сам нуждаешься. Бедная вдова, не имея ничего, между тем имела всё: она имела любовь Бога и понимала, «что блаженнее давать, нежели получать» (Деян 20, 35). Жадность убивает нас, мы теряем всё, что дал нам Господь, цепляясь за хрупкий и недолговечный материальный мир. Господь призывает нас делиться: делиться не от избытка, а от скудности. Даже если ты беден, гоним, обманут, если ты находишься в заключении, всё равно ты можешь подать. Иди к сокровищнице, ибо ты знаешь, что «если сегодня Он использует меня, чтобы помочь брату, то разве завтра Он, несравненный в своем милосердии, не позаботится и о моих нуждах!?»
Пост
Папа Франциск в своем великопостном послании подчеркивает, что «пост укрощает нашу склонность к насилию, он обезоруживает нас и становится важной возможностью для роста. С одной стороны, пост позволяет нам ощутить то, что чувствуют те, кто терпит нужду даже в самом необходимом и кому знакомы ежедневные муки голода. С другой стороны, он выражает состояние нашего духа <…>, пробуждает нашу волю, чтобы повиноваться Богу, который один лишь способен утолить наш голод».
Как верно заметил св. Григорий Великий, пост сам по себе не свят, пост надо освящать. И если мы сводим смысл поста лишь к ограничению в еде, то какая в этом святость? Но если мы прислушаемся к пророку Исайе, который говорит: «вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого, одень его и единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58,6-7), то такой пост будет освящен.
Пост призван помочь нам стать более внимательными к ближним, которыми становятся для нас люди, больше всего в данный момент нуждающимися в нашей помощи, и тогда в человеке, который «стучится в нашу дверь», мы видим Самого Господа. Но и здесь нас может подстерегать опасность: если мы начнем гордиться своими делами милосердия, превозноситься ими. Чтобы этого не произошло, следует меньше говорить, а больше времени освободить для молитвы – для разговора с Богом, и притом научиться молчать, чтобы услышать, что Он тебе отвечает.
Завершились духовные упражнения, но путь Великого Поста еще не пройден, и еще остаётся время, чтобы, прибегая к молитве, посту и милостыне, зажечь в наших сердцах милосердие, чтобы увидеть те возможности, которые нам дарует Господь, чтобы вновь начать любить.
Текст и фото
Ольги Дубягиной