Доклад Владыки Иосифа Верта на Пастырской конференции Преображенской епархии. 13 июня 2012 г.
Дорогие братья и сестры!
На Пастырской конференции в ноябре прошлого года я принял решение о разработке Пастырского плана для нашей епархии на всех уровнях. Однако постепенно открывались новые перспективы и новое видение. Отмечаемое в этом году 50-летие открытия II Ватиканского Собора и разработка пастырского плана соединились и теперь составляют одно целое. В течение ближайших трех с половиной лет мы будем вникать в наследие II Ватиканского Собора и результатом этого станет пастырский план.
Пройдёмся коротко по страницам истории Церкви…
Образ грядущей Церкви просматривается уже в Ветхом Завете: Ковчег, в котором спаслись Ной и его семья, избранный народ Божий Израиль – это образы и предыстория Церкви.
Иисус Христос говорил о Церкви, о Царстве, тоже в образах и символах. (Царствие Божие подобно горчичному зерну…, Царство небесное подобно закваске…, Царствие Божие внутрь вас есть…). Хотя были и более основательные слова о Церкви. Петру Иисус говорит: «Ты – Пётр, камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16,18).
После Вознесения Иисуса, на Которого можно было всегда положиться, в видимом теле среди учеников уже нет и они призывают Святого Духа и руководствуются Его внушениями. Ученики устраивают собрания, на которых председательствует Пётр. И так Церковь принимает конкретные формы, обретает структуру. 15-ая глава Деяний Апостолов повествует нам о том, что по прошествии какого-то времени Апостолы собираются, чтобы обсуждать проблемы молодой Церкви. В своём послании Церкви Апостолы пишут: «ибо угодно было Святому Духу и нам». Водительство Святого Духа нужно было особенно в очень важных вопросах веры и морали. Такие вопросы решают вселенские соборы Церкви. В этом году мы отмечаем 50 лет со дня начала последнего вселенского собора в Церкви и я позволю себе подробнее на этом остановиться.
Апостолы, непосредственные свидетели Иисуса Христа, которые видели, слышали, руки которых осязали Господа, уходили один за другим из этой земной жизни. Но на их место приходили их ученики. И так сохранялась связь и преемственность со Христом.
В IV веке христианство обрело свободу после почти трёх веков преследования. (В 2013 году мы будем отмечать 1700-летие Миланского эдикта).
В 325 г. в Константинополе состоялся I Вселенский Собор Церкви. Епископы принимали решения по списку книг Нового Завета, составляли «Символ Веры». Затем, до великого раскола 1054 г., было ещё 7 Вселенских Соборов неразделённой Церкви.
Соборы продолжали созываться в Римско-Католической Церкви и позже. Целый ряд их занимался исцелением раскола; правда, без особого успеха.
В XVI веке Тридентский Собор после очередных потрясений и раскола в Церкви, точными определениями внёс ясность и порядок в церковную жизнь, которая, казалось, разваливается и катится к анархии и катастрофе. 300 лет Церковь жила на дисциплине и порядке Тридентского Собора.
В 1870 году I Ватиканский Собор подтвердил решения предыдущего Собора, и провозгласил истину о безошибочности Папы в вопросах веры и морали.
Но с тех пор мир, человечество, всё вокруг менялось на глазах: индустриализация, революции и приход к власти атеистического режима, мировые войны, создание оружия массового уничтожения. Всё это не могло не влиять и на Церковь. Всё больше людей в мире исповедовали атеизм. Число тех, кто в воскресенье не ходил в храм, увеличивалось с каждым годом. С другой стороны, Церковь могла послужить закваской и опорой для всего мира, который столкнулся с совершенно новыми проблемами и вызовами. Но для этого Она должна не закрываться от мира в себе, но открыться миру, чтобы влиять на него. Яркий пример такого благотворительного влияния на мир, — это вмешательство Папы Иоанна XXIII в Карибском кризисе в 1962 году. Ночные телефонные звонки Папы президенту Кеннеди и генсеку КПСС Хрущёву может быть предотвратили атомную войну.
В 1958 году наместником Христа на земле стал Иоанн XXIII. В 1959 году, 25 января, пожилой уже Папа в базилике Св. Павла в Риме заявляет о своём намерении созвать II Ватиканский Собор. В молитвах и размышлениях о знамениях времён он ясно и сильно осознал, что Церкви нужна новая Пятидесятница. Только глубоко обновлённая Церковь сможет верно соответствовать миссии, принятой ею от Христа, и быть более наглядным знамением Царства, также успешнее служить миру в этот момент эпохального поворота.
Итальянское слово aggiornamento – обновление, должно было стоять в центре внимания Собора. Собор вошёл в историю как экуменический. Единство – это второе значительное слово, которым должен был руководстоваться Собор.
II Ватиканский Собор торжественно открылся 11.10.1962 г. На нём присутствовало около 3000 епископов и наблюдателей, в числе которых – посланники Московского Патриархата.
Собор продолжался чуть более 3 лет и, без всякого сомнения, стал важнейшим событием в жизни Церкви последних веков.
В детстве, — в середине 60-х годов XX века, — мама объясняла нам, детям, очень понятным языком, что такое II Ватиканский Собор. «Церковь призвала мирян активнее участвовать в жизни Церкви, быть свидетелями веры в миру, куда священнослужители не могут прийти проповедью и таинствами».
Такое краткое, но достаточно верное объяснение сущности Собора было, к сожалению, редкостью за «железным занавесом». Исключение составляла Караганда, где, начиная с 1954 г., всегда были католические священники. Они имели хотя бы слабые контакты с Вселенской Церковью, за что их и называли «шпионами Ватикана». Патер Александр – тайно посвященный епископ Ужгородский и Мукачевский Александр Хира – стал служить «новую» Мессу для немецких католиков на их родном языке даже раньше, чем, например, в Литве. И всё же в общем и целом Католическая Церковь в СССР не имела возможности переживать II Ватиканский Собор как католики в свободном мире.
Свидетельства того времени говорят о великом подъёме, энтузиазме и большой радости верующих. После Собора началась напряжённая работа по претворению его решений в практическую жизнь Церкви. Этот процесс продолжается до сих пор.
Мы, Церковь, находившаяся в период II Ватиканского Собора за «железным занавесом», имеем сейчас уникальную возможность повторить уроки II Ватиканского Собора. К 50-летию его открытия в Католической Церкви будет много новой информации о Соборе, а современные средства коммуникации позволят нам и за 5000 км от Рима без труда всё это отслеживать. Я сам в октябре этого года буду присутствовать на Генеральном Синоде епископов в Риме, который, в числе прочего, будет посвящен и II Ватиканскому Собору. И мы в эти чуть более 3-х лет, с октября 2012 г. до декабря 2015 г., повторим уроки II Ватиканского Собора.
Дорогие братья и сестры!
У нас есть и преимущество перед Церковью в свободном мире 50 лет назад. У нас есть 50-летний опыт Церкви, на котором можно и нужно учиться. Мы имеем возможность не повторять допущенных ошибок, учитывая, что с расстояния 50 лет многое видится лучше.
Я особенно прошу вас, участников этой конференции, как и всех верных Преображенской епархии, молиться о благодати Божией, о помощи Святого Духа в этом процессе, который мы сегодня еще только намечаем.
Пусть миряне, молодёжь живо интересуется всем, что связано со II Ватиканским Собором. Святой Отец Папа Бенедикт XVI призывает всех верующих изучать документы II Ватиканского Собора. Первый год, как мы уже знаем, с октября 2012 г. – Год Веры. В этот год пусть Катехизис Католической Церкви станет нашей настольной книгой.
Еще в 70-е годы митрополит Ленинградский Никодим, известный как очень открытый иерарх Русской Православной Церкви, написал книгу под впечатлением своих встреч с Иоанном XXIII
Рекомендую прочитать книгу Митрополита Ленинградского Никодима «Иоанн XXIII». И я думаю, что если наши верующие прочитают эту книгу, они лучше поймут, какой дух царил в Церкви в годы, предшествующие II Ватиканскому Собору и в период Собора.
Действительно, Церковь вновь и вновь должна возвращаться ко II Ватиканскому Собору, его целям, его документам, его реформам. Желаю вам благодати Духа Святого! Желаю вам включиться в этот интересный процесс! Не бойтесь отправиться в это захватывающее и полное приключений плавание на корабле Церкви! Святой Дух даст вам и силу, и утешение, какое мир не может дать. Аминь.