Чему Джон Генри Ньюмен может научить католиков-мирян?

В воскресенье 19 сентября Папа Бенедикт XVI в ходе своего пастырского визита в Великобританию причислит к лику блаженных кардинала Джона Генри Ньюмена – одного из самых известных английских конвертитов, выдающегося теолога, мыслителя, церковного деятеля.
В преддверии этого знаменательного события священник из движения «Опус Деи» Хуан Р. Велес, проживающий в Лос-Анджелесе (Калифорния) и являющийся соавтором и редактором нескольких книг о Ньюмене, дал интервью агентству «Зенит». Интервью можно рассматривать как краткое введение в мысль и творчество кардинала Ньюмена. В нем также содержится осмысление тех уроков, которые могут оказаться полезными современным католикам. Ниже мы предлагаем перевод этого интервью с небольшими сокращениями.

Зенит: Бенедикт XVI возглавит церемонию кардинала Ньюмена. Существует ли связь между этими двумя католическими учеными?
отец Велес: Кардинал Ньюмен и кардинал Ратцингер – ныне Папа Бенедикт XVI – являются выдающимися интеллектуалами. Таких бывает всего несколько на столетие. Они способны влиять на жизнь других людей, главным образом потому, что их собственная жизнь зиждется на молитве и смирении.
Ньюмен (1801 – 1890 гг.) был преподавателем Оксфордского университета и англиканским священнослужителем. В возрасте 44 лет он стал римо-католиком и был рукоположен в католические священники. В 1879 г. Папа Лев XIII возвел его в кардинальское достоинство.
У Ньюмена и Ратцингера много общих черт, начиная со склонности к безмятежности и уединению и кончая любовью к музыке. Ньюмен играл на скрипке и особенно любил исполнять Бетховена. Папа Римский отдыхает, играя на фортепьяно, а его любимый композитор – это еще один музыкальный классик – Моцарт. И Ньюмен, и Ратцингер были университетскими преподавателями, очень любили библиотеки; они чувствовали себя как дома в академической среде и были авторами многих статей и книг.
И Ньюмен, и Папа старательно изучали творения Отцов Церкви, тех мыслителей первого христианского тысячелетия, которых Церковь почитает за их мудрость и святую жизнь. Ньюмену особенно был близок св. Афанасий, а Ратцингер многим обязан св. Августину. Благодаря исследованию творений Святых Отцов, и Ньюмен, и Ратцингер вполне оценили значимость и нормативную роль Священного Предания для жизни Церкви.
И богословские произведения этих двух мужей в чем-то схожи. Они глубоко укоренены в Священном Писании, причем оба автора придерживаются общей методологии в том, что касается библейской экзегезы: церковной, продолжающей экзегетическую традицию Святых Отцов. Ньюмен еще в первой половине XIX века разоблачил ошибки только нарождавшегося тогда историко-критического метода толкования Писаний. А нынешний Папа в своей книге «Иисус из Назарета» и многих статьях указал на ограниченность и слабые места современной историко-критической интерпретации Писаний, которая не оставляет должного места духовному, святоотеческому, церковному пониманию Слова Божия.
Еще одна общая черта Ньюмена и Ратцингера – любовь и почтение к литургии, к ее богословской и эстетической глубине, а также признание принципиальной внутренней гармонии между верой и наукой и стремление к конкретному воплощению такой гармонии.

Зенит: Вы в соавторстве с Мичелом Акилиной написали книгу «Размышления с Джоном Генри Ньюменом», которая имеет своей целью приблизить идеи кардинала, содержащиеся в его произведениях, к уровню среднего католика. Как возник замысел этой книги?
о. Велес: Идея возникла у моего друга Мичела Акилины и работников издательства «Our Sunday Visitor» («Наш воскресный гость»). Так начала издаваться серия «Удели пять минут». Ее цель – помочь обычному католику проводить ежедневно несколько минут в обществе великих духовных писателей. Первая книжка серии была посвящена св. Игнатию Лойоле, вторая – Папе Бенедикту XVI, а третья – теперь уже блаженному Джону Генри Ньюмену. В ускоренном темпе современной жизни у человека порой остается лишь несколько минут на молитву и размышление. Но, с другой стороны, найти пять минут и посвятить их Богу не так уж и трудно. Это обязательно делать каждому человеку, который серьезно относится к своим отношениям с Богом.
Попутно можно заметить, что Ньюмен, в отличие от большинства других святых, был еще и блестящим писателем: он писал в лучших традициях английской литературы XIX столетия. Однако его работы сегодня трудны для понимания, особенно если отсутствует обстоятельное введение. Кроме того, полезно было бы сделать подборку самых актуальных его произведений. Некоторые его тексты, в первую очередь вышедшие из-под его пера проповеди, могут быть непосредственно применены к нашей повседневной духовной жизни.

Зенит: В настоящее время Вы редактируете биографию кардинала Ньюмена. Какие открытия Вы сделали? Какие аспекты его жизни произвели на Вас особенно сильное впечатление?
о. Велес: Один такой аспект я обнаружил, читая дневники Ньюмена и его личную переписку. Перед тем, как обратиться в католичество, он молился и постился в течение нескольких лет. Часто можно услышать, что его обращение было чисто интеллектуальным. В определенном смысле это так, однако в более глубоком смысле именно его сердце было обращено Богом в ответ на его молитву и самоумерщвление. Неслучайно Ньюмен ссылался на слова Паскаля о «резонах сердца, ускользающих от ума». В своем основополагающем труде «Грамматика согласия» Ньюмен утверждал, что Бога мы познаем в голосе нашей совести, а также благодаря накоплению мыслей, чувств и событий, которые приводят нас к опыту Бога. Можно утверждать, что познание Бога совершается при участии и сердца, и разума. Вера – это нечто большее, нежели логический силлогизм.
Еще я обнаружил, что сдержанный, в чем-то даже застенчивый Ньюмен на самом деле был человеком великого сердца, умевшим любить своих друзей. Друзей было у него очень много. Ньюмен жил тем, что он проповедовал. Его дружба была целомудренной, щедрой, глубокой и постоянной.

Зенит: Что бы Вы посоветовали людям, которые стремятся узнать побольше о кардинале Ньюмене, но которым его тексты кажутся слишком сложными?
о. Велес: Начинать следует с чтения проповедей Ньюмена. Одно его произведение так и называется: «Приходские и простые проповеди». В начале проповеди Ньюмен обычно приводит тезис, доказывает его, а в конце подводит итог. Очень полезно также познакомиться с биографией Ньюмена. Только в свете знания биографии Ньюмена станут понятны такие его произведения как интеллектуальная автобиография «Apologia pro Vita Sua» или содержащая проект реформы образования «Идея университета».
Очень многое для понимания мысли Ньюмена могут дать его короткие размышления о Крестных стояниях, а также размышления на адорацию Святых Даров и размышления о Деве Марии. (…) Кроме того, Ньюмен написал два романа. Один из них – «Каллиста. Рассказ из жизни III столетия» – может послужить неплохим введением во всё его творчество.

Зенит: Какое значение идеи Ньюмена могут иметь для современных католиков-мирян? Какие уроки могут извлечь из его произведений обычные католики?
о. Велес: Как и его небесный покровитель, «апостол Рима» XVI века св. Филипп Нери, как и живший уже в XX столетии св. Хосемария Эскрива, Ньюмен был ревностным поборником святости в повседневной жизни. Так и первый том его «Приходских и простых проповедей» открывается текстом, озаглавленным «Святость, как условие грядущего блаженства». Во многих своих проповедях Ньюмен с осуждением отзывался о поверхностной религиозности своей эпохи, он убеждал своих современников вступить на путь самоотречения и послушания Богу.
Ньюмен трудился на ниве просвещения детей, фабричных рабочих, университетских студентов. Он инициировал открытие школы в Бирмингеме и католического университета в Ирландии. Он был убежден, что каждый католик призван развивать данные ему Богом таланты, чтобы ими служить своему Создателю в общественной жизни. Подобно Эскриве, проповедовавшему спустя 50 лет, Ньюмен призывал своих коллег и своих студентов стремиться занять свое место в обществе, чтобы принести свет Христов во все его слои, в том числе и в высшие его эшелоны.
Фактически блаженный Джон Генри Ньюмен призывал мирян бесстрашно исповедовать свою веру и взять на себя ответственность за общество. Ньюмен со времен работы в Оксфорде был другом Уильяма Гладстона, набожного англиканина, позднее ставшего премьер-министром Англии. Он дружил и с Генри Уилбефорсом, писателем и редактором, который также стал католическим конвертитом вместе со многими другими. Эти люди находились под влиянием личности Ньюмена и его литературного творчества. Это касается и многих других, как участников Оксфордского движения внутри Англиканской Церкви, так и католиков.
Одним словом, Ньюмен полагал, что верующие миряне должны уделять время молитве и изучению богословия, и что они должны продвигаться по месту службы, иметь влияние в университетской среде, в правительственных учреждениях. Они не должны уподоблять свои религиозные убеждения шляпе, которую снимают и вешают на крючок при входе в дом. Новый блаженный Католической Церкви как бы спрашивает каждого из нас: Каким образом ты можешь служить Богу наиболее плодотворным образом, оставаясь верным своей профессии, занимая определенную позицию в обществе?

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна