«Благодаря святым мы можем всегда быть рядом с Иисусом»: проповедь архиепископа Павла Пецци в Торжество Всех Святых, 1 ноября 2015
Святые — это живое подтверждение того, что Бог есть Бог живых, а не мёртвых (ср. Мф 22,23). Бог не живёт в одиночестве. “По изобилию милости Твоей и заступничеству множества святых яви нам щедрость Твоего милосердия”, — молились мы в начале этой святой Мессы. Вечные, бесконечные отношения любви внутри Пресвятой Троицы, которые открываются нам как поток милосердия, показывают нам, что Бог есть Бог живой и Бог живых, и Он живёт в компании, в общении. Но Бог захотел также, чтобы в этом общении участвовали и мы, люди, призванные войти в сердце Бога.
Эту “печать Бога живого”, о которой говорит книга Откровения (ср. Откр 7,2), мы получили в день нашего сотворения, и она вновь была подтверждена в Крещении. В литургии Крещения мы, или наши родители за нас, получили белую одежду, и священник говорил, чтобы мы сохранили эту одежду незапятнанной до дня Иисуса Христа, то есть до Страшного Суда. Отсюда древний христианский призыв стать теми, кем Бог сотворил нас и вновь воссоздал в Крещении. Жить согласно Крещению, жить по Евангелию — такова характеристика жизни святых. Максимально жить своей человечностью, которая расцветает в Крещении и призвана сиять светом Крещения всю жизнь.
Святой — это не тот, кто никогда не ошибается. Святой — это человек, который полностью доверяет свою жизнь Богу. Святой постоянно стремится к Богу, Который первым пошёл ему навстречу, и старается не грешить, а если грешит, то не отчаивается, потому что полностью доверяет Богу. Апостол Иоанн, как мы слышали, пишет, что “тот, кто надеется на Бога живого, очищает себя, так как Он, Бог, чист” (ср. 1Ин 3,3).
Как прекрасно это стремление жить полнотой человечности! Как удивительно и зд?рово, что многие из нас имели возможность в нашей жизни прикоснуться к святым, или к святым, ещё не провозглашённым святыми. Я про себя думаю о святом Иоанне Павле Втором, о блаженной Матери Терезе, но также и о слуге Божием отце Бернардо Антонини, об отце Джуссани… И каждый из вас может вспомнить тех святых, которых вы встретили в своей жизни.
Что впечатляет в этих людях, в святых? Их совершенство? Их способность всегда говорить правильные вещи? Всегда поступать безошибочно? Конечно нет! У этих людей был свой характер, свой темперамент, подчас даже непростой и нелегкий для тех, кто был рядом с ними… Но одно неизменно поражает, удивляет и привлекает нас: это то, как они стремились жить так, как жил Иисус, как они старались подражать Христу. И это убеждает нас жить так же, пробуждает в нас желание жить так же.
Вот впечатление, которое наверняка пронзило тех, кто слушал слова Иисуса, провозглашающего заповеди блаженства. Они чувствовали, что перед ними Кто-то, Кто сам живёт этим стремлением, Кто показал, что этот идеал возможен и даже жел?нен, Кто провозгласил блаженными, счастливыми тех, кого мир считает никчёмными, неудачниками… Перед ними Кто-то, рядом с Кем им хотелось бы быть. Иисус — это тот, рядом с Кем нам хотелось бы быть всегда. Святые — это свидетели Иисуса, благодаря которым и мы можем всегда быть рядом с Иисусом.
В истории это единство с Христом особым образом осуществилось в жизни мучеников, о которых говорит сегодня Откровение апостола Иоанна. Мученик по-гречески буквально значит — свидетель. Апостол Иоанн говорит о них, что «убелили одежды свои Кровию Агнца» (ср. Откр 7,14). То есть они сохранили свои белые крещальные одежды незапятнанными не потому, что «спрятали» их от мира сего. Нет, они свидетельствовали своей жизнью, своими одеждами, отб?ленными кровью Христа, любовью Христовой, о сам?м Источнике этой белизны. Они участвовали в преображении их жизни, которое совершилось милосердной благодатью Христовой. Они жили ради славы Христа в истории, и таким образом достигли славы Христа в вечности.
Источник: Информационая служба Архиепархии Божией Матери в Москве